Атомные планы России: уйти в экономический отрыв
В атомной отрасли России в последнее время наблюдаются тектонические изменения. Предполагается акционировать всю гражданскую часть промышленности, а в отношении военной – создать госкорпорацию (по типу того, что сделано с военной авиацией, когда в единую структуру под руководством нашего земляка Алексея Фёдорова были объединены ведущие КБ и авиазаводы России). Волею судеб Иркутская область оказалась и в центре «атомных» событий: здесь запущен пилотный проект по созданию МЦОУ – Международного центра по обогащению урана.
До 1 января 2008 года будет создано ОАО «Атомэнергопром» и преобразованы в открытые акционерные общества 55 ФГУПов, включая Ангарский электролизный химический комбинат. Их единственным собственником станет ОАО «Атомэнергопром» (также находящееся в полной собственности государства). «Весь совет директоров на 100% будет состоять из государевых людей, — прокомментировал ранее создание Атомэнергопрома директор ФГУП концерн «Росэнергоатом» Сергей Обозов. – Это просто даст нам некие рычаги, с точки зрения инвестиционных процессов, даст большую гибкость в управлении. А с точки зрения государева влияния ничего совершенно не изменится». Обозов уверяет, что влияние государства даже усилится: в акционерных обществах более строгая отчётность, прозрачность и т.д., чего не скажешь про унитарные государственные предприятия. «ФГУП гораздо более тёмная структура, чем ОАО», — констатирует Обозов.
Это же мнение разделяют и на АЭХК. «С образованием Атомэнерго-прома возникнет новая, более чёткая вертикаль управления. Акционирование позволит привлекать в отрасль частные инвестиции, что для ФГУПов не предусмотрено законом, — говорит технический директор АЭХК Сергей Кошелев. – Мы сможем рациональнее распоряжаться имуществом, допустить частные инвестиции, например, в свои объекты соцкультбыта».
Атомэнергопром уже начал создаваться – с 30 мая. Сейчас формируется его уставный капитал. Ожидается, что осенью будут преобразованы в акционерные общества и ФГУПы (во всяком случае, такой срок называют на АЭХК).
Сейчас уже есть ясность, каковы будут структура международного центра и его взаимоотношения с АЭХК. В МЦОУ доля России будет составлять 51%, остальное – доля стран-участниц. Пока, как отмечает глава Росатома Сергей Кириенко, у РФ 90%, остальные 10% принадлежат Казахстану. Но постепенно, за счёт появления новых участников, Россия доведёт свою долю до планового показателя (свои интересы уже обозначили по крайней мере две страны – Украина и Армения). Международный центр – это управляющая компания, которая будет принимать заказы на обогащение от иностранных участников, при этом они смогут предоставлять свой природный уран для обогащения или просто заказывать обогащённый уран – в этом случае вопрос поставок сырья будет решать МЦОУ. С АЭХК международный центр будет работать на условиях договора – никакого обмена акциями не предполагается, Ангарский комбинат по-прежнему останется в 100-процентной госсобственности.
Возникает вопрос: а почему, собственно, МЦОУ создаётся на базе АЭХК? В России четыре предприятия, занимающихся обогащением урана. Как отметил во время недавнего визита в Ангарск Сергей Кириенко, АЭХК был выбран по ряду причин. Во-первых, Ангарск никогда не был закрытым городом. Во-вторых, АЭХК не имеет и не имел оборонного заказа. В-третьих, это один из самых современных комбинатов – последняя модернизация здесь прошла в 90-х годах, персонал имеет высочайшую квалификацию. В-четвёртых, здесь после демонтажа газодиффузионного оборудования имеются свободные площади, на которых можно разместить новые мощности по разделению урана.
Сергей Кириенко отметил, что объём обогащения урана на площадке АЭХК увеличится почти в четыре раза, но это не связано с проектом МЦОУ. Во-первых, сам АЭХК удвоит мощности: это предусматривается стратегией развития атомной энергетики России. Плюс к этому создано совместное предприятие с Казахстаном, в котором сторонам принадлежит по 50%. СП будет иметь добывающие мощности в Казахстане и обогатительные в России, на площадке АЭХК. И объём производства здесь будет в два раза больше, чем сейчас на ангарском комбинате.
Но прежде, по мнению главы Рос-атома, нужно решить вопрос с переводом в безопасную форму обеднённого гексафторида урана. Это вещество во всём мире хранится в специальных контейнерах на открытых площадках. Проблем с его хранением пока не было, однако существует гипотетическая опасность (вещество опасно не в плане радиации, а по химическим показателям). ОГФУ можно переводить в состояние закиси-окиси урана, эту технологию разработали французы, а Росатом приобрёл для применения на территории РФ. Но существует и российская технология безопасного хранения ОГФУ – путём преобразования в тетрафторид. Она уже «на выходе»: учёные разрабатывают необходимое оборудование. Сергей Кириенко отметил, что технология должна быть внедрена на АЭХК в 2010-2011 годах. И установки будут перерабатывать не только тот ОГФУ, который дадут новые центрифуги, но и уже хранящийся на площадках АЭХК.
В принципе, у нас не так много времени на то, чтобы завоевать мировой рынок обогащения урана. По оценкам экспертов, уже в конце этого — начале следующего десятилетия и англо-германская URENCO, и американская USEC, и французская AREVA перейдут на центрифужную технологию (сейчас она есть только у России и отчасти – у URENCO), и тогда расклад может измениться. Поскольку к политическому влиянию этих стран добавятся ещё и передовые технологии. Нам же нужно успевать наращивать политический вес, и неплохо бы уйти в экономический отрыв…