Прошагал я с песней долгий путь…
Для чего предназначены конференц-залы академических институтов? Ясное дело – для серьёзных симпозиумов, для заседаний учёного совета, собраний коллектива. А вот зал Института систем энергетики СО РАН многофункционален. Введённый одним из первых в иркутском академгородке, он долгое время выполнял функции… местного кинотеатра для публики из посёлков строителей Иркутской ГЭС. Потом стал основной базой клуба «Минимакс». В нём даже давал концерты симфонический оркестр – музыкантам не хватало места на сцене, приходилось убирать первые ряды кресел в зале.
Недавно в зале собрались любители самодеятельной песни, большинство из которых — ветераны иркутского туризма. Повод – презентация двух альбомов Глеба Агафонова, названных автором «У самого синего неба» и «У чистой речки». Всего 43 песни в стиле ретро, которые пелись у костров, в походах, на вечерах клуба самодеятельной песни — ему, кстати, исполнилось 30 лет. Песни Глеба Владимировича Агафонова действительно связывают поколения.
Предыстория же нынешнего культурного события такова: первый его альбом – «Саянские снега» — был презентован автором, ветераном института, его старшим научным сотрудником, пять лет назад. И вот теперь – дуплет альбомов. Такое, вообще говоря, бывает нечасто даже у именитых. Собственно, почему даже? Глеб Агафонов — очень именитый: он не только «широко известен в узких туристско-альпинистских кругах», его уже давно принимают и обычные любители гитарного вокала в разных аудиториях. В 1980-х годах во многом благодаря Глебу Агафонову бригада сотрудников института, объездившая и облетевшая чуть ли не все районы Иркутской области по линии всесоюзного общества «Знание», придумала и с большим успехом реализовывала новую форму выступлений перед жителями сельской глубинки и промышленных центров. Это были не просто лекции, а лекции-концерты: серьёзные доклады на научные и политические темы «разбавлялись» выступлениями институтских гитаристов, где циклы песен привязывались к злободневным темам и событиям.
Среди авторов представленных в новых альбомах песенных текстов есть и известные поэты: Николай Рубцов, Юрий Левитанский, Иннокентий Анненский, Виктор Боков; а есть и такие, имена которых вообще установить не удалось. Полтора десятка стихотворных текстов положены на музыку лично Агафоновым. А песня «Друзьям, строителям БАМа» — полностью его, Глеба: стихи и мелодия навеяны многими встречами со строителями магистрали.
Как говорилось на обсуждении альбомов, заслуга Глеба Агафонова в том, что он сохранил самодеятельную классику в первозданном виде, реставрировав мелодии, которые, проходя через цепочки исполнителей, постепенно «модернизировались» и в аранжировке, и в текстах. Сам же Глеб Владимирович считает свои диски «отчётом о проделанной работе». Успех автора по праву разделяет его «товарищ по музыкальной связке» — талантливый гитарист Александр Сага.
Долго не расходилась публика в этот вечер, который продолжился на лужайке под высоченными голубыми елями, сорок лет назад бережно доставленными с южного берега Байкала и высаженными у входа в институт. Было тепло, как всегда бывает при встрече друзей. Многие с полным правом могли сказать о себе: «Прошагал я с песней долгий путь». С той самой самодеятельной песней, растиражированной многочисленными дисками и по праву занявшей своё место на концертной эстраде.