издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дожди прошли, хлеба поднялись…

Хлеборобы области надеются на хороший урожай

Последние ливневые дожди, сопровождавшиеся мощными грозами, кажется, сняли некоторую тревогу по поводу возможной засухи. Ведь в Приангарье редко случалось такое, чтобы в самое ответственное и подчас критическое по влагообеспеченности время разверзались хляби небесные. Обычно иркутская земля мучается из-за дефицита влаги в июне, ждёт середины лета, когда начинаются долгожданные осадки. Нынче повезло.

— Да, в большинстве районов выпало большое количество осадков, — с удовлетворением сообщает ведущий специалист Иркутского гидрометцентра Владимир Иванович Гонтарь. — В некоторых районах выпало полторы, две, две с половиной нормы. Правда, север таким обилием осадков похвастаться не может. Но в основном влагообеспеченность полей хорошая. Среднее содержание влаги в пахотном слое почвы 20-45 миллиметров, а в ряде южных районов – 50-60. И если оптимальным содержанием влаги считается 30-60 миллиметров, то сами делайте выводы.

Погода в этом году оказалась на редкость богатой на сюрпризы. Апрель заставил селян раньше времени снять тёплые сапоги и куртки, май почему-то пожадничал на тепло (я говорю о своих ощущениях), зато июнь не стал придерживать дожди, а июль ещё подбросил влаги. А ведь мы довольно часто страдаем от засухи.

— Здесь прослеживается интересная тенденция. Последняя страшная засуха была в 2003 году, — уточняет Владимир Иванович. – Хорошие дожди прошли в самом конце июля. Но уже следующий год мы прожили без засухи. В 2005-м тоже обошла стороной нас засуха. 2006-й – это уже третий год без засухи. Что происходит сегодня, сами видите. Но сколько продлится такая тенденция, мы не знаем.

Впрочем, обеспечение влагой – это лишь одно из условий получения полновесного урожая. Для хлеборобов Восточной Сибири очень важно и другое – сколько тепла отпустят небеса. И вплоть до середины июня тревога по этому поводу не покидала иных земледельцев. Если апрель оказался на редкость щедрым на плюсовые температуры, то нынешний май словно и не был предвестником лета. Да и 7-9 градусов на восходе солнца в июне тоже свидетельствует о том, что лето не торопилось к нам. Но это житейские впечатления, подогреваемые интересами дачника. А что говорят метеорологи? Они утверждают, что за счёт тёплого апреля происходило более раннее прохождение через ноль, через 5 и через 10 градусов. Последнее как бы свидетельствует о наступлении лета. И если в период с 26 апреля по 1 мая происходило прохождение через 10 градусов, то это уже о многом говорит. В результате сумма эффективных температур опережает аналогичный показатель прошлых лет на 5-10 градусов. На практике это можно представить как более ранний приход лета аж на 5-8 дней. Но поскольку главную роль в опережающих темпах смены сезонов сыграл апрель, то воздействие такого лета оказалось не всеобъемлющим. Положительно это сказалось на плодово-ягодных культурах и многолетних травах. Много выиграли и те хозяйства, которые рано начали сеять. Кстати, объезжая в июне поля ЗАО «Приморский», мы вместе с бывшими руководителями Нукутского района были в восторге от буйной поросли донника (а его там тысяча гектаров) и от ранних хлебов.

Если к сказанному добавить, что и такой показатель, как «солнечное сияние», у метеорологов не вызывает тревоги, то можно считать: на начальном этапе складываются весьма благоприятные условия для хлебного колоса и кормовых культур. Впрочем, пока что «надежды хлеборобов питают», ибо впереди может быть всё что угодно – от внезапного пришествия «монгола» (циклона, зародившегося на территории Монголии и Китая) до засухи в августе и массового отрождения какого-нибудь лугового мотылька. Поэтому механизаторы даже в уме пока не считают, сколько они возьмут с того или иного поля.

Вместе с тем радость от положительных перемен погоды, от более напряжённого труда самих земледельцев, которые значительно увеличили посевы колосовых и кормовых культур, перемежается с горечью вынужденных отступлений. Только по Иркутской области (без Усть-Ордынского Бурятского автономного округа) посевы зерновых, по оперативным данным, сократились по сравнению с 1990 годом более чем на треть, или на 170 тысяч гектаров. В несколько раз ужалось кормовое поле.

Между тем юг России изнывает от небывалой жары и засухи. Половина колосовых погибла в Калмыкии. Житница наша, Ростовская область, по данным аналитиков компании «СовЭкон», обещает дать на 30-40% меньше зерна. Чрезвычайной признана ситуация в Волгоградской области, где общая площадь погибших из-за засухи сельхозкультур составляет 700 тысяч гектаров. На полмиллиона тонн зерна соберут меньше и на Кубани. В очень сложном положении оказался также юг Украины, сильно пострадавший от засухи. В такой ситуации Иркутская область вместе с Усть-Ордынским округом могли бы внести свой, пускай очень скромный, вклад в стабилизацию производства зерна.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры