«И смеёмся мы, и плачем…»
«Жизнь прошла, как пьяный грузчик:
что давали, то несла…».
И парой строф ниже:
«Жизнь прошла, как побирушка:
что давали, то брала…»
Так сказал поэт Анатолий Кобенков в своей рифмованной анкете. Бывший ангарчанин, затем иркутянин, а в последнее время жизни москвич. Он ушёл осенью прошлого года, упокоен на писательском кладбище в подмосковном посёлке Переделкино. И теперь итоги его творческих откровений и шествия по земле подводят другие. При прощании Анатолия Кобенкова назвали в московской прессе лучшим поэтом Сибири. Горько, но, кажется, при жизни ему не довелось слышать таких слов.
Иркутский профессор-филолог Сергей Захарян в память о друге и горячо любимом стихотворце выпустил диск со стихами Анатолия Кобенкова. Признаётся, что хотел это сделать давно, но получилось только сейчас. 33 любимых стихотворения читает сам С. Захарян. Очень хорошо читает, с сердечной искренностью, передавая полётность и мудрость строк, ощущая и выражая жанр, стилистическую особинку каждого стиха.
Завершают диск несколько стихотворений в исполнении самого поэта. И, наконец, берущее за душу, недлинное, но ёмкое слово Сергея Захаряна о поэте и друге: «Не с лёгким сердцем он уезжал. Не изменял нам со столицей первый поэт Иркутска. Просто нет пророка в своём отечестве…»
Эту звуковую коллекцию можно ещё назвать, пожалуй, «СКВОЗНЯЧОК ВСТРЕЧ» (метафора самого Анатолия Кобенкова): многие стихи посвящены собратьям-сподвижникам – Арнольду Харитонову, Сергею Григорьеву, Сергею Захаряну, Геннадию Сапронову…
Когда-то в письме Вампилову он написал:
«…и смеёмся мы, и плачем,
зная наперёд:
будет смерть, потом – удача,
не наоборот…»
Смотришь на портрет Анатолия Ивановича Кобенкова на обложке диска – чуть размытый, словно издалека; слушаешь его стихи. И вспоминаются эти строки…