Ещё немного, ещё чуть-чуть
Осталось три месяца до сдачи первого пускового комплекса
Вчера кортеж губернатора Иркутской области Александра Тишанина беспрепятственно проследовал по верховому направлению строящегося в Иркутске мостового перехода через Ангару. Это символизировало очередной этап в работе мостостроителей, к которому они шли долгих семь лет.
Вчерашнее событие напомнило мне 17 февраля 2001 года, когда на иркутском мосту было сооружено первое пролётное строение пойменной части правобережной эстакады. Народу тогда собралось чуть ли не на весь пролёт, все радовались, как дети. Через три года, 15 апреля 2004 года, появился первый русловой пролёт, сооружённый невиданным доселе уравновешенным навесным бетонированием. Первая «птичка» с размахом бетонных крыльев в 105 метров вызвала большой интерес участников Всероссийской научно-практической конференции, которые явились на объект всем составом. И вот поставлена последняя точка в бетонировании верховой стороны моста. По этому случаю мостостроителей прибыли поздравить высокие гости. Губернаторский кортеж встречали руководители консорциума мостостроителей (генподрядные МО-125 и ЗАО «Иркутскмостострой»), субподрядных организаций, проектировщики, дорожники.
— 11 октября планируется сдача первого пускового комплекса, который включает в себя верховое направление моста, левобережную и частично правобережную развязки, — докладывал губернатору руководитель дирекции строящегося мостового перехода Евгений Смирнов. – На сегодня забетонированы последние узлы замыкания между опорами 9-10 и 10-11, что позволило состыковать мост и как бы поставить последнюю точку в бетонировании верхового направления. А буквально позавчера приступили к заключительному натяжению высокопрочных стальных канатов, которые и придадут необходимую устойчивость 105-метровым пролётным строениям.
Сейчас основные силы мостостроителей сосредоточены на обустройстве мостового полотна.
В этом обустройстве весьма солидный комплекс работ. Одновременно с наклейкой гидроизоляции, которая защищает железобетонные пролётные строения от солнца, дождей и морозов, коллектив занимается бетонированием тротуаров и парапетов, разделительной и полосы безопасности, монтажом металлоконструкций перил и барьерных ограждений, установкой стаканов под столбы освещения, укладкой асфальта… В общей сложности более десятка последовательно выполняемых технологических операций, большинство из которых требуют и времени, и плюсовых температур. А ещё мостовикам и их смежникам потребуется поставить трансформаторную подстанцию, чтобы осветить и сам мост, и часть подходов к нему.
Параллельно продолжаются работы и по низовому направлению моста. На сегодняшний день забетонировано восемь захваток «птички» на опоре N12, смонтирован первый агрегат для навесного бетонирования первой захватки на опоре N11. «До конца 2007 года нам предстоит закончить на этих опорах «птички» на 100%, в октябре приступить к работам по навесному бетонированию последней на иркутском мосту «птички» на опоре N10, — сказал главный инженер генподрядного МО-125 Виктор Ляшенко. — Полностью работы по бетонированию пролётных строений будут завершены до 15 мая 2008 года».
Ну а главное – подходы и развязки. Для ввода первого пускового комплекса по левому берегу предстоит выполнить работ на 246 млн. руб., на сегодня выполнено более 100 млн. руб. Все свои усилия дорожники ЗАО «Труд» направили на отсыпку основного хода и пяти съездов транспортной развязки. Сейчас «трудовцы» ведут работы по съезду 1 и 5, обеспечивающему путь с моста на Кузьмиху и Первомайский, отсыпке транспортной развязки по ул. Береговой, устройству гофрированных водопропускных труб, выносу инженерных сетей. Им ещё предстоит уложить 15 тыс. тонн асфальтобетонной смеси на проезжей части дороги и тротуарах.
Активно ведутся работы и на правом берегу. Завершена отсыпка земляного полотна между мостом и строящимся через ул. Верхняя Набережная путепроводом. Коллективом ЗАО «Труд» в тело трёх съездов и основной дороги, примыкающей к мосту, отсыпано более 160 тыс. куб. м грунта. На самом путепроводе, который явится составной частью развязки, в августе завершится бетонирование пролётов по верховому направлению.
Вот только задействовать его нынче не удастся, и на улучшение транзитного движения он не повлияет, так как дальше, на пути основной дороги, которая с моста должна уйти на ул. Пискунова, остаются непереселённые дома, площадка под её строительство не расчищена. Правда, в последние дни город активно включился в отселение граждан по ул. Коммунистической, дома которых находятся в створе мостового перехода. На сегодня из муниципального жилого фонда отселено около трёх десятков семей. Дальше дело за мостостроителями и их смежниками. А пока заезд на мост и выезд с него на правом берегу будет осуществляться по улице 3 Июля.
— По моим предположениям, когда мост заработает и половина потока уйдёт с плотины сюда, на улице 3 Июля возникнут «пробки». Что предпринимается, чтобы их избежать? — спросил губернатор.
— Иркутскгипродорнии выдано задание на реконструкцию улицы 3 Июля, которая предполагает четырёхполосное движение, — ответил заместитель губернатора Анатолий Никитин.
— И когда это будет сделано?
— В плане реконструкция стоит на октябрь. А ещё на перекрёстке предлагается установить светофор.
— Подходы и развязки должны быть красивыми и надёжными, как и сам мост, — кивнул в сторону окутанной туманом громады моста генеральный директор ЗАО «Труд» Сергей Тен. – И мы их такими сделаем.
Строящийся иркутский мостовой переход через Ангару впечатляет своей основательностью и размахом. Его роль для автомобильных потоков трудно переоценить.
Только представьте себе сооружение длиной 3750 метров, из которых сам мост занимает 1616 метров. По обеим его сторонам (в границах транспортных развязок) будут размещены прудоотстойники с локальными очистными сооружениями для сбора и очистки дождевых вод. Кстати, иркутский станет вторым мостом в России с очистными сооружениями. Но самой интересной его конструктивной особенностью является то, что по сути возводится не один, а два рядом стоящих моста. С отдельными опорами и пролётными строениями. По одному мосту будет три полосы в одном направлении, по соседу-близнецу — три в противоположном. Ширина пролётных строений одного направления – 16 метров, в том числе проезжей части с полосами безопасности –12,5 метра. Таким видится мост нашего завтра. 11 октября, как заверили губернатора мостостроители, первый пусковой комплекс мостового перехода будет сдан в эксплуатацию.
Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА