Дважды рождённый
Пожалуй, мало у кого в Приангарье судьба складывалась столь причудливо и изменчиво, как у Нукутского района. Создан он в 30-е годы, но в дальнейшем его вводят в состав соседнего Аларского района, а затем, в 1972 году, воссоздают заново. Возрождение после забвения - это, наверное, счастливая примета.
Г. И.Петров, бывший председатель колхоза «Сибирь», первый секретарь райкома (1972 — 1990 гг.), рассказывает:
— Без какого-либо пафоса можно сказать, что земля наша богатая и щедрая на отдачу. Солидные запасы гипса и угля, уникальные лечебные источники, курорт, созданный на их основе, именуемый сибирской Мацестой. Поля, способные давать богатый урожай. Но при всех этих богатствах главное — это духовно-нравственный потенциал района. Ну разве не впечатляет героизм нашего земляка Иннокентия Баторова, который на исходе второй мировой войны повторил подвиг Александра Матросова. При штурме Хайланского укрепрайона он закрыл грудью амбразуру японских самураев. В самую трудную пору, в феврале 1942 года, председатель колхоза «Унгинский скотовод» Александр Михайлович Болдонов отправился сопровождать «нукутский дар фронту». Были собраны продукты питания, тёплая одежда, солидная сумма денег в миллион рублей, и Александру Михайловичу предстояло передать это воинам. Дело сделал, деньги, конечно, в банк были сданы, но физическое и нервное напряжение, холода крайне отрицательно сказались на здоровье. После непродолжительной болезни Болдонов умирает. Колхозники избирают своим председателем его жену, Ксению Аполлоновну. Крупнейший колхоз не только Усть-Ордынского округа, но и области. 22 тысячи гектаров земли, 1200 лошадей, коров около тысячи голов. По тем временам огромное производство. Но Ксения Аполлоновна прекрасно справляется со своими обязанностями. А взять целинную эпопею.
Корр.: Благодаря которой страна решила хлебную проблему.
Г.И. Петров: Целина сыграла большую роль не только в улучшении жизни города, но и в развитии самой деревни. Своих посланцев направили к нам Ангарск, Иркутск, Черемхово, всего 800 человек, из них 500 комсомольцев. Какой энтузиазм царил среди них в то время! Все рекорды побивала комсомольско-молодёжная бригада Алексея Куренкина. Она вышла победителем во Всесоюзном социалистическом соревновании. Сам Куренкин был награждён орденом Ленина, каждому механизатору вручили именные часы от ЦК комсомола и Министерства сельского хозяйства.
Корр.: Но следом за подъёмом началась стагнация. Помню, в 70-е годы, как ни придёшь на какое-нибудь областное совещание, кого ругают, например, за плохие семена? Нукутский район. У кого плохо пашется зябь? У вас же. Кто хуже других работал с парами? Опять же вы.
А.Н.Иванов, депутат Законодательного собрания, генеральный директор СХЗАО «Приморский»: Я застал то время. Ситуация была сложной. Тут ещё от Братского моря доставалось. Пыльные бури, ураганы, мощная эрозия, засуха. Урожайность порою опускалась до 7-8 центнеров. Беда в том, что район степной, находится в засушливой зоне, а предпочтение отдавалось традиционной системе земледелия.
Г.И. Петров: А другой мы не знали, хотя понимали, что надо иначе работать с землёй. Но как? Взялись было помочь учёные ИСХИ, однако серьёзной помощи не получили от них. И вот появляются на полях сотрудники Иркутской опытной станции (сегодня НИИ сельского хозяйства) во главе с кандидатом сельхознаук Васильевым. Начинается длительная кропотливая работа. Николай Прокопьевич месяцами живёт в совхозе «Приморский», изучает особенности нашей зоны, проводит опыты, сначала на делянках, затем производственные. Достижения науки внедряются в производство.
Г.И. Петров: С того времени «Приморский» пошёл в гору, а следом потянулись другие. Рекордным был 1989 год, когда в целом по району было получено по 26,5 центнера зерна на круг. 96,5 тысячи тонн хлеба произвели тогда.
Корр.: Сейчас перед местной властью стоят иные задачи.
С.Г.Гомбоев, глава администрации Нукутского района: Мы стараемся использовать любую возможность для развития и укрепления района. Возьмите ЗАО «Нукутский гипсовый карьер». Его коллектив во главе с В. Качуром приложил немалые усилия для сохранения производства. Принимались меры и со стороны администрации районов. И вот не столь давно ЗАО «Иркутскпромстрой» выиграло торги на строительство завода по изготовлению гипсокартона под патронажем германской фирмы «Кнауф».
На границе Аларского и Нукутского районов находятся богатые и легкодоступные месторождения угля. Разработкой их начало заниматься ООО «Ольхон», учредителем которого является Иркутскэнерго. Есть тут деликатные вопросы. Земля-то всё-таки наша. Но мы стараемся разумно использовать возможности того крупнейшего предприятия. Договорились о том, что энергетики отремонтируют наш детский сад. Стоимость ремонта превышала два миллиона рублей. Задачу партнёры выполнили. Следует думать и о развитии нашей нукутской Мацесты. Однако при всём том главным для нас остаётся сельское хозяйство.
Корр.: На фоне округа вы выглядите не столь уж плохо, хотя и у вас положение нелёгкое.
С.Г. Гомбоев: Сегодня о бедственном положении села говорят все, от министра до пастуха. Вызывает удовлетворение то, что отчаянно борются иные сельские коллективы за сохранение производства, за самосохранение. Посмотрите, какой большой вклад в обеспечение жителей Иркутска вносит СХЗАО «Приморский». Он поставляет хлебозаводу № 1 огромные партии высококачественной продовольственной пшеницы. Большое количество ячменя реализуется знаменитому Усольскому свинокомплексу. Да, это наше ведущее сельхозпредприятие, которое производит свыше 20 тысяч тонн зерна. Радует, что и у него, и в целом по району растут площади зерновых. Если в 2005 году колосовые занимали 15 тысяч гектаров, в 2006 — 17 тысяч, то нынче уже 18,4 тысячи гектаров.
Корр.: Но здесь большую роль играет ваш локомотив — СХЗАО «Приморский».
С.Г. Гомбоев: Безусловно. Он берёт земли ослабевших или развалившихся хозяйств, приводит их в порядок, засевает. Самых добрых слов заслуживает генеральный директор предприятия Аполлон Николаевич Иванов. Но у нас и некоторые другие хозяйства расширяют производство. Возьмите ИЧП Галеева. Имеет своё дойное стадо. Надои высокие, по 18 литров ежесуточно получают. Сейчас у нас в округе и области, как о больной проблеме, говорят о закупе молока у населения. Так вот Галеев и занимается этим закупом у значительной части населения, сдаёт продукцию на Саянский молокозавод и своевременно рассчитывается с селянами. А это очень важно.
Корр.: Но район выглядел бы намного лучше, если бы не произошло разъединение региона на область и округ.
Гомбоев: Конечно. Возьмём финансовую сторону. По Иркутской области бюджетная обеспеченность в расчёте на жителя составляет 9600 рублей, а по Усть-Ордынскому округу — 5600. Есть разница? Мы имеем 5500 рублей на человека, а наш сосед, Балаганский район, свыше семи тысяч рублей. Дополнительные две тысячи рублей очень много значили бы для нас. Сейчас идёт работа по совершенствованию бюджетных отношений. В конце года Законодательное собрание должно принять решение по этому вопросу. В этом случае «своей заначкой» придётся поделиться ряду городов. Обсуждение будет непростым.
Корр.: Тут важно, чтобы общество и депутаты Законодательного собрания осознали: часть своих доходов города отдают не дяде, не Стабилизационному фонду, а своим селянам, которые в дальнейшем смогли бы гораздо больше производить качественной сельхозпродукции.
С.Г. Гомбоев: Правильно. Вопреки всем трудностям жители района стремятся развивать своё подворье. Растёт поголовье скота в личном секторе. Излишки молочной продукции поступают на рынки Черемхова, Заларей, Зимы, Саянска. Близлежащие города, перерабатывающие предприятия подпитываются и нашим мясом. В соответствии с нацпроектом «Развитие АПК» владельцы личных подсобных хозяйств получили кредиты на 15 миллионов рублей. С целью облегчения реализации продукции нашим жителям выделены места на рынках городов. Полагаю, что промышленное развитие района потянет за собой и сельское хозяйство.
У нас непростая демографическая ситуация. С одной стороны, есть некоторая убыль населения. С другой — наблюдается рост рождаемости. Так, в 2005 году родилось на 25 ребятишек больше, чем в предыдущем, в 2006 — на 16 ребятишек. Есть прирост и в первой половине нынешнего года. Это очень желаемые перемены. Ведь кое-где в малочисленных населённых пунктах не можем открыть первый класс — детей нет. Местами вынуждены ставить вопрос о закрытии школы в той или иной небольшой деревушке. Самостоятельно решать такие вопросы администрация не вправе, поэтому собираем сходы, убеждаем, что детей лучше учить в соседнем селе или в райцентре, где преподавательский коллектив более квалифицированный.
Социальные вопросы непростые. Некоторые удаётся решать. Головной болью раньше была внутрирайонная транспортная проблема — как доехать из дальнего или ближнего села в райцентр, в Иркутск. Но нашлось среди наших селян немало людей предприимчивых, хватких, и они организовали 15 маршрутов. Сейчас такой проблемы, как добраться до Новонукутска, не существует.
Приятно, что ежедневно поступают 5-6 заявлений с просьбой отвести участок в Новонукутском для строительства жилья. Кто-то переезжает, кто-то обновляет жильё или расширяется.
Считаю, что перспективы у Нукутского района есть. Только не надо на кого-то надеяться, не надо ждать, что кто-то придёт и всё сделает за тебя. А народ у нас спокойный, терпеливый, работящий и работать хочет. Главное — иметь желание трудиться и изменять жизнь к лучшему.
Вёл беседу обозреватель «Восточно-Сибирской правды» Геннадий ПРУЦКОВ