Город на острове
В июне на Ольхоне, самом большом острове озера Байкал, прошёл V международный фестиваль молодых архитекторов «Шаман-город». Всего за 3 дня недалеко от посёлка Хужир возник целый город из 50 композиций.
За несколько лет небольшой праздник, задуманный командами молодых архитекторов, превратился в крупный фестиваль смелых проектов, креативных идей и необычных решений. Фестиваль «Шаман-город» — это уникальная возможность для молодых архитекторов продемонстрировать талант и реализовать свои идеи на практике.
Организаторы фестиваля — архитектурная мастерская Александра Асадова (Москва) и Союз московских архитекторов — говорят, что идея создания целого шаманского города возникла благодаря их интересу к этой уникальной, самобытной культуре.
Строить «Шаман-город» на Ольхон приехали почти 500 человек. Молодые архитекторы из двух десятков городов России, а также из Казахстана, Белоруссии, Латвии, Эстонии всего за неделю построили целый город. Для участия в фестивале необходимо было собрать команду, дать ей оригинальное название и своими силами, уже на иркутской земле, построить объект.
Местом проведения фестиваля не случайно был выбран остров Ольхон. Особый дух этих удалённых от бурной жизни города мест помог участникам фестиваля полностью раскрыться. Молодые зодчие рискнули забраться в столь отдалённый район, чтобы на практике показать широту их идей и высокий полёт фантазии. Для многих будущих архитекторов, выпускников ведущих архитектурных мастерских и выпускников профильных вузов, фестиваль — это первая возможность поработать самостоятельно.
На Ольхоне уникальная природа, и организаторами фестиваля было принято решение о запрете командам-участникам использования местных природных ресурсов. Каждой команде были предоставлены материалы — один кубометр древесины, небольшое количество стальных тросов и проволоки, краска и лак для отделки. Построенный на Ольхоне концептуальный город-проект после окончания фестиваля стал живым музеем архитектурного минимализма под открытым небом.
По словам самих участников, участие в международном фестивале позволило им увидеть возможности окружающего мира. Они осознали, что иногда даже самые смелые идеи могут быть реализованы при небольших материальных возможностях.
Хотя фестиваль и не накладывал на участников никаких ограничений по форме, высоте и иным пространственным характеристикам, при строительстве объектов выбранная площадка должна была превратиться именно в «город». Была поставлена цель создания цельной архитектурной среды. По словам организаторов, именно в таких условиях молодые архитекторы учатся работать сообща в ограниченных пространствах. Но главное заключается в том, что архитекторы делали всё своими руками.
Итоги фестиваля показали, что уровень профессионализма молодых архитекторов достаточно высок и они горят желанием воплощать свои идеи. Практически каждая из представленных работ была оригинальной и подчас довольно сложной в исполнении, к тому же основывалась на сложной философской концепции. Участники серьёзно подошли к заявленной теме — «город шаманов». Многие основательно изучили шаманизм как одно из древнейших мировых религиозных верований, чтобы включить его элементы в свои проекты. Некоторые команды создали сложные объекты, архитектурные постройки сопровождались элементами перфоманса — световым, драматическим шоу, в которых использовались сила ветра и солнце. Например, команда «Дети Иофана» перед своими «Вратами духов» устроила театрализованное представление. На других объектах можно было гадать — так работал шаманский ретранслятор «Истышур» команды мастерской Сергея Киселёва; возможность медитировать или даже изменять себя предложил проект команды «Любовники» — «Место для измены».
Серию работ представили студенты архитектурного факультета Иркутского технического университета. Эскизы архитектурных творений отличают образность и поэтичность. Об этом говорят и названия их работ — «Время желаний», «Место, приятное на ощупь», «На вершине мировой горы», «Храм четырёх стихий».
Оценить возведённые на Ольхоне шаманские объекты смогли местные жители и туристы. Все появившиеся там сооружения можно было испытать в действии: на движущихся частях — покататься, а на «Дереве желаний», например, написать или нарисовать свою мечту.
Самые удачные работы удалось сохранить, несмотря на то, что отдельные прагматично настроенные местные жители ждали с нетерпением окончания фестиваля, чтобы разобрать концептуальные сооружения на дрова. Часть работ была передана под опеку местного художника, а ещё несколько переехали на территорию соседней турбазы, где появилась теперь специальная Шаманская площадь.
Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля