Этот блистательный «Брак...»
Несколько десятилетий прошло с тех пор, когда Хабаровский театр музыкальной комедии приезжал на гастроли в Иркутск. Это были триумфальные гастроли, театр тогда возглавлял заслуженный деятель искусств России Ю. Гришпун (имя достойное в музыкальных театрах), были яркие спектакли и хорошие актёры. Годы сменили зрителей, репертуар, единицы помнят тот далёкий приезд театра, и потому столь естествен интерес к Хабаровскому театру музыкальной комедии нынешнему.
А сегодняшний театр привёз интересный и разнообразный репертуар, в котором многие произведения не известны иркут-скому зрителю. Гастрольный парад театр открыл музыкальной комедией американских авторов — композитора В. Колло и драматурга Л. Джусто — «Брак по-американски». Говорят, что этим спектаклем театр вот уже пять лет открывает свои гастрольные поездки, полагая, что именно он зримо и убедительно демонстрирует «лицо театра».
Не скрою, подобная заявка меня несколько насторожила. Во-первых, полагал я, нет ли в подобном превалирующем дебюте надоевшей дани оккупировавшему Россию американизму? Во-вторых, быть может, этим выбором театр стремился сразу привлечь внимание зрителя определённого культурного уровня? Но если всё это так, стоит ли рисковать «лицом» театра?
И вот музыкальная комедия «Брак по-американски». С появлением на сцене обаятельного заслуженного артиста России Виталия Черятникова становится ясно, что нас приглашают в Америку, на Бродвей, хотя подобное действие могло произойти в любой другой стране, в любом другом городе.
Герой В. Черятникова — Тобби — не прочь прихвастнуть, придумать, сфантазировать и потому на правах автора сюжета решительно в него вмешивается, корректирует, подыгрывает и разыгрывает, чтобы в конце спектакля, когда по всем американским законам вот-вот наступит happy end, сказать зрителям снова, что всё, что они видели, — чистейшей воды мистификация. И нет ни тени обиды за этот розыгрыш, ибо Виталий Черятников наделён подкупающей благородной внешностью, искренней и убедительной манерой подачи текста, безоглядно верит и, быть может, ощущает финальную грусть от этакой «неправдочки». Уж очень хочется верить в свершившееся счастье героев музыкальной комедии!
И это ещё и оттого, что в хабаровском театре талантливые артисты, которые действительно составляют лицо театра. И в первую очередь — заслуженные артисты России Владлен Павленко и Денис Желтоухов. Оба обладают прекрасными голосами, которыми владеют безукоризненно, что позволяет им полностью, без купюр воспроизводить партитуру роли, наделяя эту безукоризненность характером образа, его чувственностью, впечатляющей нюансировкой. Их вокальные партии комедии «Брак по-американски» — Гарольда Вильса и Чарли Спенсера — перемежаются переходом на английский язык, и артисты это делают столь грамотно и естественно, что набивший оскомину на эстраде иностранный язык здесь воспринимается как логическая закономерность.
Оба актёра великолепно танцуют, что для героев музыкального жанра в современных театрах явление чрезвычайно редкое. И, самое главное, они создают на сцене удивительную атмосферу чистоты отношений и доброты. Нет, их герои — Гарольд и Чарли — ссорятся, обманывают друг друга, неумеренны в любовных похождениях, но всё это В. Павленко и Д. Желтоухов подают беззлобно, как розыгрыш, как иронию творца над плодом своего воображения. И как тонко, как остроумно используют они творческий арсенал, чтобы зритель влюбился и в Гарольда, и в Чарли. И поверьте, этот арсенал достаточно широк: здесь и шарм, и гротеск, и элементы клоунского антре, и джазовая подача песенного материала с экстремальными модуляциями голосового аппарата. И всё это без тени наигрыша, форсирования, на уровне высокой театральной культуры. Искренне завидую театру, имеющему в составе своей труппы таких артистов!
Музыкальная комедия «Брак по-американски» практически вся построена на комических ситуациях, которые свойственны и водевилям, и итальянским комедиям масок и положений. Удачно и аккуратно перемешанные, эти ситуации составляют отличный материал для актёрской работы. И в этом смысле нельзя не отметить героиню комедии Долли, которая, как и многие другие девушки, влюблена в звезду Бродвея Гарольда Вильса, но в отличие от многих не желает довольствоваться локонами героя, а желает завоевать Гарольда всего. И образ Долли состоит как бы из двух частей: лирической в истинном проявлении и гротесково-характерной на пути покорения звезды. Народная артистка России Татьяна Маслакова, красивая, темпераментная, с отличным голосом, тонко и точно передаёт и искренность чувств — тут она по-оперетточному проста, мила, застенчива и обаятельна; и способность к стремительному перевоплощению — тут она, безудержно изобретательная, может выдать предельную гипертрофию клоунского набора, но всё это не воспринимается «игрой на зрителя», всё это на грани разумной дозволенности.
Внимательный читатель, верно, заметил, что мы ничего не говорим о сюжете. Его нет смысла рецензировать, его нужно вос-принимать в зрительном зале, потому что театр в лице создателей спектакля — автора музыкально-сценического варианта и режиссёра-постановщика Бориса Кричмана, музыкального руководителя и дирижёра засл. арт. России Виталия Каракуза, балетмейстера-постановщика Ольги Козорез и художника-постановщика Андрея Непомнящего — представил нам редчайшую возможность органичного, высокохудожественного сплетения текста, музыкальных номеров, блистательного оформления и танцев, когда всё и ярко, и со вкусом, и как острая необходимость, где всё друг без друга существовать не может и только в этом художественном сплаве может определять успех спектакля.
Спектаклю «Брак по-американски» без малого пять лет, а он и сегодня носит премьерный характер, отличается первозданной свежестью, нарядностью и увлечённостью всего творческого коллектива. И в этом благородном стремлении театра сохранять премьерное долгожительство своих спектаклей — несомненное и привлекательное лицо театра.