Профессиональный автолюбитель
Имя известного автогонщика из Шелехова Александра Пушкаря известно далеко за пределами региона. Продолжатель военной и автомобильной династии передал любовь к технике своим сыновьям. Старший, Руслан, уже заявил о себе в автоспорте. Младший, Алексей, только начинает участвовать в соревнованиях, но пока ему ближе другое увлечение отца — пение. О том, насколько Александру Пушкарю, который родом из тёплой Украины, комфортно в Сибири, помогает ли ему мастерство на городских дорогах, он рассказал нашему корреспонденту ЕЛЕНЕ ЛИСОВСКОЙ.
База Александра Пушкаря располагается на территории военной части в Шелехове, здесь же по совместительству автоклуб, где к гонкам готовятся машины и других спортсменов. На пороге нас встретила Муха — симпатичная рыжая собака, у которой в роду явно были шарпеи. «Представляете, едем вчера из Красноярска с гонок, а она по трассе идёт, а вокруг никого нет, — рассказывает собеседник и тут же добавляет, что кличка Муха ему не нравится. — Её без меня придумали, я хочу собаку назвать Ниной, в честь Нины Довгий — известной автогонщицы из Братска. Раньше у нас был пёс Шумахер».
«Вот моя бывшая машина, — показывает Александр Пушкарь на «восьмёрку» белого цвета. — Я её отдал Руслану». На мой вопрос о возрасте авто наш собеседник деликатно даёт понять, что задан он некорректно. У спортивной машины в принципе не может быть возраста — мотор может отработать десять гонок, а может — одну, то же самое можно сказать о других важнейших агрегатах, а сколько раз они ремонтировали кузов, многие спортсмены даже и вспоминать не рискуют. Так, в последние годы у Александра стало традицией приезжать с гонок без бампера, именно в таком виде его машина запечатлена на многих фото в домашнем и журналистском архиве.
Военно-автомобильная династия
Приехав в Иркутскую область из Феодосии, где молодой Пушкарь провёл большую часть своей жизни, он даже и не думал, что вся его дальнейшая жизнь будет связана с Сибирью.
— Сначала я думал, что пробуду здесь всего пару лет, хотел поступить в академию в Санкт-Петербурге и уехать отсюда. Первое время всё думал: «Куда я попал?!» Но через два года — в 1988 — я уже передумал поступать в академию, к тому же здесь предложили должность начальника автомобильной дивизии. Кстати, получить её в чине капитана тогда считалось большой редкостью. Получилось, что я в то время был самым молодым начальником службы соединения в ЗабВО.
— Сейчас вам в Иркутской области комфортно?
— В 1992 году у меня была возможность вернуться в Феодосию, была обещана поддержка начальника штаба Министерства обороны Украины. Мне очень хотелось вернуться, потому что быт на Украине был налажен — квартира, гаражи, дача. Там остались отец и сестра, друзья. Но внутренний голос мне подсказывал, что возвращаться не нужно. Как выяснилось, правильно.
Мы с женой 5 августа вернулись из Феодосии, раньше мы ездили туда ближе к середине августа, когда уже не так жарко. В этом году выйти на улицу в обеденное время было просто невозможно, в квартире было плюс 32, а на улице ещё жарче. Температура в тени в семь вечера — плюс 36. Отцу всё нипочём, несмотря на то, что ему уже 78 лет. А я понял, что сейчас вернуться уже точно не смогу: за 21 год, что я здесь, отвык от такого жаркого климата.
— Как вы поддерживаете отношения с родными, которые остались в Феодосии?
— Каждый год я туда приезжаю летом, мы созваниваемся. Кстати, мой отец тоже автомобилист, а военную службу окончил в чине полковника. Отец уволился из вооружённых сил в 53 года, потом до 75 лет в Феодосии был начальником автошколы ДОСААФ. Его очень долго не отпускали на пенсию, он востребован до сих пор — ему часто звонят, советуются. Получается, что у нас военная и автомобильная династия, вообще наши с ним судьбы в чём-то похожи.
Когда он был начальником автошколы, организовывал этап чемпионата Украины по автокроссу в Феодосии. (Сам Александр Пушкарь является организатором многих соревнований по автоспорту в Иркутской области. — «Конкурент».). Кстати, за рулём сидел и мой дед по материнской линии — он погиб во время войны, был водителем.
— Помните, как вы в первый раз сели за руль?
— Это было в Феодосии, мне тогда было 10 лет. У отца была служебная машина — ГАЗ-69, он отвёз меня на авто-дром. Потом у нас так было заведено: получаю я «пятёрку» по математике — час вождения на автодроме в качестве поощрения. Вообще любовь к автомобилям мне привил отец. Помню, моими любимыми журналами были «Техника молодёжи» и «За рулём». Часто перечитывал статьи, которые связаны со спортом.
Мне всегда нравился звук спортивного мотора. Когда я был мальчишкой, в Феодосии проводилось первенство вооружённых сил по мотокроссу. В то время приезжали именитые спортсмены, к примеру Геннадий Моисеев, трёхкратный чемпион мира по мотокроссу.
— Как сдавали экзамены на права?
— На первом курсе училища. Тогда студенты пользовались шпаргалками. Я переписал не ту карточку и получил «двойку». На пересдаче я исправился, переписал всё правильно. А вот с практикой проблем не было — сдал сразу же.
— Как сейчас складываются ваши отношения с ГАИ? Часто останавливают?
— Как всех. Но обычно останавливают и быстро отпускают, особенно если я в форме.
«Всё равно выиграл Пушкарь!»
И тут на базе Александра Пушкаря появился инспектор ГИБДД города Шелехова. Это Руслан Пушкарь, уже успевший стать известным автогонщиком. Естественно, что в автоспорт его привёл отец. «Ездить я начал ещё в раннем возрасте, но возможность заняться авто-спортом появилась только четыре года назад», — рассказал Руслан. Его первая гонка прошла в Улан-Удэ в 2003 году. А уже в 2004 году в январе в Москве он стал призёром этапа Кубка России. «Помню, все меня спрашивали, где он учился ездить? — вспоминает Пушкарь-старший. — Говорили: мы его не видели ни разу, а он приехал и сразу призовое место занял».
— Руслан, как вы выбрали свою будущую профессию?
— Пошёл учиться в институт МВД, потом пробовал и участковым, и оперативником работать. А когда пришёл в ГАИ, понял, что эта работа мне по душе. Однажды мы преследовали «Мерседес», который нарушил скоростной режим на Култукском перевале. Водитель был очень удивлён — не ожидал, что его догонит какая-то «девятка».
— Фамилия в жизни помогает?
— Конечно, в работе, в делах. Хотя не во всех случаях. Есть люди, которым эта фамилия незнакома.
— Перед соревнованиями друг с другом советуетесь?
— Конечно.
— А если представить себе такую ситуацию: вы идёте вдвоём к финишу, все остались позади. Что вы будете делать — на газ давить или уступать?
Руслан: У нас такой случай уже был. И не раз.
Александр: На первой гонке Руслана в 2003 году мне нужно было его поддержать. Я сделал вид, что у меня не получился поворот, и он меня обогнал. Но все поняли мой замысел. Зимой в 2006 году на гонке я шёл первым в финале, смотрю, меня Руслан догоняет. Ну, думаю, не посмеет. А он взял и обогнал.
— Когда вы на соревнованиях, друг за друга переживаете?
— Само собой (хором).
Руслан: Когда смотришь на отца, как будто сам едешь.
Александр: Команда-то одна. Как-то Руслан выиграл у меня, а я сказал: «А фамилия-то одна! Выиграл всё равно Пушкарь».
Младший сын Александра Пушкаря — Алексей — тоже начал заниматься автоспортом, участвовал в соревнованиях в Иркутске и Улан-Удэ. «А вообще он пошёл по другим моим стопам — занимается музыкой, — рассказывает Пушкарь-старший. — Ещё в училище я играл на бас-гитаре в группе, занимался вокалом. Потом купил синтезатор Yamaha, аппаратуру, Лёха к этому потянулся. Ему пение всегда нравилось. Сейчас он занялся вокалом всерьёз».
Жена автогонщика
— Александр, супруга не отговаривала вас от занятий автоспортом?
— Только сначала. А сейчас она сопровождает меня на все соревнования. Помогает, переживает, следит, чтобы всё было правильно.
— Вы видели моего мужа? Вы представляете, как его можно отговорить? — спрашивает Любовь Пушкарь, с которой мы встретились в Иркутске через час после беседы с её супругом. — Пыталась его отговорить, когда дети были маленькими. А потом он взял нас всех, посадил в машину и начал возить на соревнования, чтобы я не возмущалась, что его дома долго нет.
Переезды тогда были очень долгими, а машины… Были только «копейки». «Восьмёрки» вообще считались самыми лучшими. В багажник спортсмены клали что-нибудь тяжёлое, чтобы машину не так сильно вело. У нас был знакомый из Братска, который загружал в свою машину два ящика кирпичей. Внешне машины были неказисты — клёпанные, капроновыми женскими колготками перевязанные.
— Александр, если у вас с супругой возникают разногласия, как вы их решаете?
— По-разному. Мы привыкли друг к другу, знаем, кто на что способен. По гороскопу мы оба властные люди — Скорпион и Дева. Эта борьба идёт уже 26 лет совместно прожитой жизни.
— В самом начале брака преобладают эмоции, а потом — здравый смысл. Мужчина сначала накричит-нашумит, вплоть до того, что разводиться собирается. А потом утихнет. У женщин не так: она может целую неделю дуться и даже в процессе забыть, на что именно она обиделась. Так что самое важное — умение подстраиваться друг под друга. Мы женаты уже 26 лет, нам сам Бог велел, — добавляет Любовь.
Супруга Александра Пушкаря всегда мечтала о собственной машине. Недавно семья сделала ей подарок — ярко-синий Nissan March. Любовь сразу отправилась на курсы в Центр высшего водительского мастерства, одним из учредителей которого сама и является.
— Любовь, насколько вам комфортно за рулём?
— За рулём я второй месяц. Нормально себя чувствую. Хотя такой беспредел на дорогах, по-моему, только в Иркутской области. Мы были в Красноярском крае, Кемеровской области, там никто не нарушает правила, в городе все едут 60 километров в час, не «подрезают».
— Подарок был для вас неожиданностью?
— Машину мне собирались подарить давно, но я отказывалась, когда дети были маленькими. Я боялась, что если со мной что-то случится, они останутся без матери. Машина стала для меня неожиданностью, я не верила до тех пор, пока её не увидела. Мне кажется, что я её заслужила.
«Люська» и «Премка»
Первым и вторым городским автомобилем автогонщика Пушкаря стали «девятки». Причём первая была модного тогда вишнёвого цвета, приобрел он её в 1990 году. «Иномарки уважал, но не хотел иметь подержанную машину», — признаётся он. Тем не менее следующим его авто стала спортивная двухдверная Toyota Corona 1985 года. Машинам он даёт прозвища, созвучные собачьим. Недавно сменил «Люську» на «Премку».
— Когда я немного покатался на своей первой иномарке, понял, что не являюсь уже фанатом отечественных машин. Потом была двухлетняя Corolla, была Mazda. В 1995 году впервые увидел Toyota Lucida, я подошёл и понял, что нам такая машина нужна. Через год купил «Люську». Я сделал к ней прицеп — она пять лет ходила на запад, была в Крыму и в Смоленске, в Ростове на гонках. В позапрошлом году я эту машину продал, купил свежую — полноприводную. Год поездил, но потом бензин стал дорожать, а расход у неё был 16 литров на 100 километров. 500 рублей в день — себя одного возить слишком дорого. Кроме того, спонсоры купили двухкабинный грузовик, потребность в большой семейной машине отпала.
В декабре товарищ пригнал серебристую Toyota Premio. Она мне приглянулась. Этот товарищ в тот же день отдал мне ключи от этой машины (Пушкарь прозвал её «Премкой»), а себе взял от «Люськи». Через два дня он её уже продал. А я продавать не умею…
— А почему вы отдаёте предпочтение «Тойотам»?
— Просто у меня товарищ гоняет именно такие машины. Мне ещё «субарики» нравятся.
— Вы сами не хотели машины гонять с Дальнего Востока?
— Нет, и всем сказал: не ездите. В прошлом году меня знакомый уговорил с ним поехать из Уссурийска, попросил помочь пригнать «прадика». Дорога плохая, хотя нам ещё повезло — нас добросили до Хабаровска. А тут наводнение, мосты смыло.
— Помогает ли мастерство на дорогах? Вы когда-нибудь попадали в ДТП?
— Несколько раз. В первый раз ехал по плотине ночью на «девятке», меня подрезала иномарка и оторвала часть бампера. Я её догнал. Тогда всё закончилось хорошо, виновник заплатил, и мы разъехались. Как-то на гололёде возле Чистых Ключей меня ударило о самосвал. Следующая авария приключилась примерно в том же месте. Мы ехали вместе с военным прокурором, на обочине стоял самосвал с включённым левым поворотом, я подумал, что он сигнализирует о начале движения, а он начал разворот. Я пытался уйти от столкновения, но он всё равно нас достал, и мы оказались в сугробе. Отделались легко, только вот прокурор попал во вторую аварию за неделю. Оказалось, что в самосвале сидел дед лет 70, у него зеркало замёрзло. Он вылез, посмотрел, увидел, что нет никого, пока включил передачу, пока поехал…
— Насколько часто форс-мажорные обстоятельства возникают на соревнованиях?
— Практически всегда. 11-12 августа в Красноярске проходил последний этап Кубка России по автокроссу. Причём мой главный соперник — Владислав Решетнев из Кемерова не смог сделать своего «субарика», приехал на «восьмёрке». Получалось, что в моём классе — Д1 — дорога была открыта. Но пошёл дождь, который продолжался два дня. Гонку отменять не стали. Как только начался ливень, я понял, что ничего не получится. В итоге у меня — «серебро» по результатам семи этапов чемпионата России Восточной зоны.
После соревнований спонсор мне сам позвонил: «Как у тебя там дела?». Я ему сказал, что занял второе место. Он сказал: «Для первого года хорошие результаты, готовься к новым победам».
Однажды я сказал жене, сколько мы прокатали и денег, и времени на этих гонках. А она ответила: «Самое главное, что мы прожили столько счастливых лет». Это было в 2004 году, когда мы особенно много ездили.
— А вы мечтаете стать генералом?
— Нет, потому что генералы не занимаются автоспортом.
ПУШКАРЬ АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ родился 20 ноября 1959 года в городе Николаеве (Украина) в семье военного. Потом с родителями переехал в Феодосию, где прожил до окончания восьмого класса. В Феодосии окончил художественную школу, которая располагалась в галерее, подаренной художником Иваном Айвазовским родному городу. Позже переехал в Уссурийск, где окончил школу и поступил в высшее военное автомобильное командное училище. С 1981 по 1986 год служил в Южной Группе войск (Венгрия). В 1986 году по распределению капитаном прибыл в военную часть Чистые Ключи на должность начальника автомобильной службы части. Сейчас является заместителем командира по вооружению, в мае нынешнего года стал полковником.
Автоспортом занимается 15 лет. Мастер спорта России. Неоднократный победитель и призёр этапов Кубка России по автокроссу.
Женат. Два сына. Старший, Руслан, также известный автогонщик, младший, Алексей, — студент.