Трудный возраст
Растёт число работающих пенсионеров
В регионе высокими темпами 7-8% в год растёт количество работающих пенсионеров. По официальной статистике, сегодня трудится практически каждый третий пенсионер — более 190 тыс. человек. Всё это происходит на фоне кампаний по привлечению молодых кадров на большинстве предприятий региона. Между тем значительную долю мест для пенсионеров обеспечивает бюджетная сфера — учреждения образования и здравоохранения. Во многих из них люди преклонного возраста составляют более половины персонала. Специалисты связывают этот кадровый перекос с ростом общего количества пенсионеров в регионе, низким размером пенсии и отсутствием смены квалифицированных работников.
Кадровый перекос
В отделении Пенсионного фонда по Иркутской области отмечают ежегодный рост числа людей, продолжающих работать после выхода на пенсию. По данным на 1 июля 2007 года, в регионе работает 195,251 тыс. из 694,525 тыс. пенсионеров. В 2004 году этот показатель был равен 160,655 тыс. пенсионеров, в 2005-м — 177,17 тыс., в 2006-м эта цифра увеличилась ещё на 11,5 тысячи. Сложившуюся тенденцию специалисты фонда связывают прежде всего с ростом общего количества пенсионеров в регионе (в 2001 году на 100 наёмных работников приходилось 73 пенсионера, а в 2006-м — 87. — «Конкурент»). Среди причин назвали также низкую пенсию и отсутствие смены квалифицированных работников.
Выводы специалистов Пенсионного фонда подтверждает проректор Байкаль-ского государственного университета экономики и права Виктор Самаруха. Он привёл данные, которые специалисты БГУЭП систематизировали при разработке проекта программы социально-экономического развития Иркутска. По его словам, реальная трудовая пенсия иркутянина выросла в 2005 году на 17,5%, а в 2006-м только на 2,6%. Два года назад пенсионеров с пенсией ниже прожиточного минимума было 25%, в прошлом году их число выросло до 30,3%. Средний размер пенсии превышает прожиточный минимум в 1,2 раза, а размер средней зарплаты — в 3,5 раза.
С 2002 по 2007 годы число работающих пенсионеров в Иркутске выросло с 27,9 тыс. до 40,9 тыс. человек. Причём если в 2003 году 2 тыс. пенсионеров покинули предприятия, то в 2004-м вернулись на свои рабочие места сразу 4 тыс., и с этого времени кадры Иркутска ежегодно пополняются за счёт 3-4 тыс. пожилых. За эти же пять лет число работников трудоспособного возраста сократилось на 9 тыс. человек. Как констатирует Виктор Самаруха, отток молодых шёл именно в те годы, когда увеличилось число трудящихся пенсионеров. Он полагает, что пенсионеры более удобны работодателям: они профессиональны и не претендуют на высокую оплату при неограниченных объёмах работы. Молодёжь, напротив, имеет низкую квалификацию и завышенные ожидания, констатирует учёный. Однако цифры статистики могут быть неточными, полагает он: пенсионеры предпочитают трудиться на «легальных» рабочих местах, с гарантированным соцпакетом, и их легко подсчитать, тогда как часть молодых работает в «теневых» структурах.
Платное «омоложение»
В промышленности региона уже не-сколько лет продолжается кампания по «омоложению» кадров. На крупных предприятиях всячески поощряется выход на заслуженный отдых сотрудников. В основном это происходит в компаниях, где заработная плата превышает среднестатистической уровень 12,2 тыс. рублей. Один из наших собеседников вспомнил, что достигшим пенсионного возраста сотрудникам Ангарской нефтехимической компании несколько лет назад выплачивалось вознаграждение до 200 тыс. рублей, если те оставляли работу.
Заместитель генерального директора АЭХК по управлению персоналом и социальным вопросам Василий Бондарь сообщил, что и на АЭХК пенсионеры получают дополнительные выплаты при увольнении, что стимулирует их уход — предприятие заинтересовано в молодых специалистах. Однако из-за невысоких пенсий работники стараются продолжить трудиться после 55-60 лет. Сейчас доля пенсионеров всех категорий на предприятии составляет 21%, в частности пенсионеров по возрасту — 9%. Василий Бондарь прогнозирует дальнейшее увеличение числа работающих пенсионеров.
«В отношении «Иркутскэнерго» утверждение о росте количества пенсионеров не верно», — заявили в компании. «Их число плавно сокращается: люди уходят на пенсию, а им на смену приходят молодые», — отметил наш собеседник. Доля сотрудников пенсионного возраста в ОАО «Иркутскэнерго» одна из самых низких среди крупных предприятий области. 6% от общего числа работающих — 507 человек. В «Иркутскэнерго» уточнили, что среди топ-менеджеров людей пожилого возраста нет, а вот среди руководителей среднего звена встречаются люди старше 60 лет. Это связано с дефицитом специалистов в некоторых специальностях.
Бюджетный дефицит
Способов вовлечения пенсионеров в актив трудовых ресурсов не так уж много. Пожилые люди редко обращаются в центры занятости и рекрутинговые агентства. Например, ежегодно в Центр занятости населения (ЦЗН) Иркутска обращаются не больше тысячи пенсионеров (за 2006 год — 762, за 1 полугодие 2007-го — 328) при общей численности 145,718 тыс. В ЦЗН работодатели предлагают им вакансии страхового агента, сторожа, дворника, мойщика посуды, столяра, охранника, плотника, помощника воспитателя, медицинского регистратора, санитара, продавца, музейного смотрителя, тракториста и бухгалтера. По словам менеджера агентства «Рынок труда» Юлии Замараевой, заявки на поиск работы подают не больше десяти человек в месяц, причём до 80% таких соискателей — женщины. «Через кадровые агентства люди старше 50 лет могут устроиться разве что нянями, домработницами, вахтёрами, уборщицами или завхозами, — рассказывает менеджер-консультант кадрового агентства «Левобережье» Ирина Габец. — Пенсионерам выгоднее оставаться на прежней работе, чем искать новую». По оценкам специалистов, по достижении пенсионного возраста только 8-12% добровольно уходят с прежней работы.
По мнению старшего научного сотрудника Института географии СО РАН Николая Воробьёва, пропорция между средней зарплатой и пенсией в последние годы складывается не в пользу пенсионеров, и они вынуждены работать. Основные рабочие места — в бюджетной сфере, где зарплаты низки для молодых. «Убрать пенсионеров из больниц и школ просто нельзя, эти места останутся оголёнными», — считает эксперт.
Между тем, по данным Виктора Самарухи, доля пенсионеров среди медицинских работников составляет 39%. Наш корреспондент обратился в отдел кадров городской клинической больницы №1, где ему рассказали, что по достижению пенсионного возраста никто из работников больницы не увольняется. Прежде всего это обусловлено низкой пенсией. «Дефицита молодых врачей больница не ощущает, зато на вакансии младшего персонала молодёжь почти не идёт, поэтому на этих должностях остаются пенсионеры», — отметила сотрудница отдела.
Старение персонала является давней проблемой для школ. Подавляющее число педагогов — люди предпенсионного возраста — 50-54 года. В дирекции иркутской школы №55 из 50 учителей 27 — пенсионеры, одни по выслуге лет, другие по возрасту. «Последние три года вообще никто из наших учителей не уходил на заслуженный отдых, — говорят в школе. — Причина достаточно распространённая — низкая пенсия. В общем, учителя старой закалки остаются, не освобождая вакансии для молодых. А только за июль в школу пытались устроиться на работу четыре молодых специалиста, но их не взяли за отсутствием нагрузки».
В учреждениях бюджетной сферы в сельской местности складывается ещё более сложная кадровая ситуация, констатирует депутат Государственной Думы Сергей Колесников. «Очень часто молодым специалистам препятствуют в трудоустройстве, поскольку доходы работников бюджетной сферы стабильнее и, как правило, выше, чем в аграрном комплексе, — отметил депутат. — Ситуация может измениться в будущем году с введением в учреждениях бюджетной сферы контрактной системы найма». Тогда, по мнению парламентария, будет проще «проводить пенсионера на заслуженный отдых, сейчас это сделать практически невозможно».
Трудовая «карта» постареет
Глава регионального отделения Пенсионного фонда Надежда Козлова считает, что в этом году в регионе соотношение работающих и пенсионеров достигнет 100 к 88, а к 2010 году показатель вырастет до 100 к 94. «Пять лет назад на пенсию уходило поколение людей, родившихся в 1942-1947 годах, в войну и сразу после неё детей рождалось мало, — пояснил Николай Воробьёв. — Теперь уходят те, кто родились в начале 50-х, когда был подъём рождаемости. Этих пенсионеров просто больше. А вот людей в трудоспособном возрасте, которые родились в конце 70-х, наоборот, мало». На рубеже 2007 и 2008 годов число тех, кто переступил порог пенсионного возраста, и число молодых, только что достигших трудоспособного возраста, сравняется. Далее на короткий промежуток времени молодёжь вытеснит пенсионеров (рабочие места займёт поколение «беби-бума» 80-х). Но очень скоро в трудовой возраст вступит «провальное» поколение 90-х, и трудовая «карта» Иркутской области вновь постареет.