издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Если хочешь быть счастливым

В молодёжной «Школе успеха» прозвенел последний звонок

  • Автор: Александр СЕРГЕЕВ

Нельзя не сказать о прекрасных условиях, в которых учились и, конечно, отдыхали ребята. Меня поразили пре-красные «еврокомнаты» со всеми удобствами. Смею вас уверить, что студенты британского Оксфорда живут ничуть не комфортнее. Удобные учебные классы, в том числе компьютерный, по-современному оснащённый концертный зал — всё в этой «школе» способствовало тому, чтобы можно было сосредоточиться на главном.

Главным же был УСПЕХ. Вернее сказать, методика овладения УСПЕХОМ именно сейчас, на пороге самостоятельности. Как преуспеть в этой противоречивой, полной соблазнов взрослой жизни? Как выстроить свою судьбу, чтобы, принося максимум пользы обществу, крепко встать на ноги и всегда чувствовать себя хозяином обстоятельств? Ведь суть именно в этом: успешный человек – успешная страна.

Вся учебная программа «Школы успеха», продуманная и системная, была нацелена на то, чтобы разбудить, развить в каждом мальчишке, в каждой девчонке личностные способности, пробудить веру в свои силы. «Школа успеха» явилась стартовой площадкой, с которой в скором будущем станет возможен успешный взлёт кого-то из нынешних её «учеников» в бизнесе, кого-то — в политике, кого-то — в искусстве.

Как же этого удалось достичь? Главным были грамотная методика и, конечно, толковые организаторы. Удивительно, но их было всего четверо: директор «Школы успеха», вдохновитель и организатор лагеря Татьяна Измайлова, психолог Светлана Паскевич, вожатые и одновременно руководители игр Наташа Гареева и Артём Лыткин. Именно эти четверо увлечённых и умных людей провели ребят через три основных этапа: КВН, бизнес-проектирование и социальное проектирование. Каждый этап завершался ярким публичным мероприятием: КВН — феерическим концертом, бизнес-проектирование – шумными и весёлыми ярмаркой и аукционом, социальное проектирование – защитой проектов.

Вы спросите: при чём тут школа КВН, ставшая одной из основных «изюминок» программы? Но посудите сами: как же без юмора, построенного на парадоксах? Ведь парадоксальность, не-стандартность мышления и есть одна из основ успешной деятельности в любой сфере. Попутно подростки учились писать сценарии, упорно репетировать и «смешить людей». Представители настоящей иркутской команды КВН Олег Торский и Александр Шелковников не зря пили детский компот. Они зажгли в детях искорку юмора. С присущим им тактом направляли и подсказывали, а в итоге радовались первым концертным успехам своих воспитанников.

Бизнес-проектирование вела замечательный педагог и эрудированный экономист из Байкальского государственного университета экономики и права Галина Васильевна Дубинская. На мой вопрос, почему она здесь, ответила просто: очень люблю детей.

В одной из своих известных песен Владимир Высоцкий сетовал на то, что «настоящих буйных мало, вот и нету вожаков». Так и в нашей жизни: несмотря на бурный рост предпринимательства, людей с настоящим предпринимательским духом очень и очень немного. Поэтому и задача пробудить интерес детей к коммерческой деятельности была важной. Ведь придумать свой бизнес сложно; не менее сложно продать удачно свой товар или услугу. Но уже на второй день бизнес-проектирования в лагере «Космос» появилось множество «фирм»: экспресс-почта, массажный салон, мастерская по росписи на камне, служба доставки подарков. Механизм экономической игры отработан. У ребят на руках игровые «деньги», именно на них в лагере покупались вполне реальные товары и услуги. Условие таково: у кого в итоге окажется больше денег, тот более успешным будет на аукционе и сможет «перебить» ставки конкурентов.

Здесь надо сказать, что лагерь хоть и называется «Космос», но работа в нём велась вовсе не в безвоздушном и не в бездушном пространстве. Одновременно со «Школой успеха» своим чередом шла смена летнего отдыха ребятишек из детских домов. Ко всеобщему удовольствию, те самые игровые «деньги» среди них по-настоящему имели цену и право «хождения».

Вершиной же обучающей программы стало социальное проектирование. Разбившись на шесть групп по территориальному признаку, ученики «Школы успеха» взялись за работу. Взрослые ненавязчиво подсказывали, не мешая живому творчеству. В итоге родились проекты создания мини-скейт-парка в Саянске, очистки и благоустройства парка в Слюдянке, цикла исторических викторин в Иркутском районе, фестиваля под девизом «Нет наркотикам» зимних видов спорта школьников Свердловского района Иркутска. Проекты если не по детальности проработки, то по идее получились очень сильными и вполне реализуемыми. Одновременно ребята учились защищать свои позиции, выступать публично, владеть собой. То есть овладевали теми качествами, которые должны пригодиться им в будущем.

А ведь кроме всего прочего были и вечерние сборы по итогам дня, было множество разнообразных тренингов, направленных на личностный рост.

Всего за каких-то десять дней будущие бизнесмены, политики, коммерсанты, а вообще-то пока совсем ещё дети повзрослели. В немалой степени потому, что критерием их поступков, мыслей, обретённых навыков были не школярские «пятёрки» или «тройки». Никого не волновали их оценки по математике, литературе и даже по поведению. Главным было иное: что ты за человек, чем ты готов завоёвывать авторитет сверстников, лидер ли ты?

«Школа успеха» доказала своё право на существование, продолжение, совершенствование. Её организаторы отважились на смелый, сродни педагогическому эксперименту Антона Макаренко, шаг. Они включили в общий обучающий процесс детдомовских ребятишек. Тем самым доказав, как необходимы смелые, современные педагогические новации, благодаря которым детей, обделённых семейным теплом, можно легче адаптировать к предстоящей им самостоятельной жизни.

В «Школе успеха» под Ангарском «прозвенел последний звонок». Хочется надеяться, что её опыт будет востребован. Потому что это только с лёгкой руки мифического балагура Козьмы Пруткова гуляет по свету вот уже два века поговорка: «Если хочешь быть счастливым, будь им». На самом же деле счастье состоявшейся карьеры, прочного жизненного успеха легко в руки никому не даётся. Это трудная наука, её нужно постигать с детства.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры