издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Резерв на будущее

Прошло немногим более года, как в реестр дочерних предприятий ОАО «Иркутскэнерго» были внесены два новых названия: разрез Ирбейский и разрез Головинский (ООО «Ольхон»). Став их собственником, компания сделала первый шаг в реализации проекта по созданию своей топливной базы. А это — дополнительный запас прочности в условиях прогнозируемого энергетического дефицита, который ожидается уже в ближайшие годы. Иначе говоря, создавая собственный топливный бизнес, энергетики Приангарья укрепляют базу стабильного будущего своей компании.

Если обратиться к цифрам, в настоящее время тепловыми станциями «Иркутскэнерго» потребляется более десяти миллионов тонн твёрдого топлива, большая часть которого (по долгосрочному договору) поставляется компанией СУЭК. Что касается Головинского месторождения, на котором сейчас ведётся разработка, на ближайшую перспективу на этом разрезе планируется добыча одного миллиона тонн угля в год. Это один из крупнейших инвестиционных проектов Иркутской области, на реализацию которого потребовалось максимально короткое время.

Запасы на шесть веков

В ближайшее время мы побываем и на «Головинке», а пока… В наших командировочных документах вписан другой адрес: Красноярский край, разрез Ирбейский. Для меня это третья встреча с КАТЭКом. Первая состоялась в середине семидесятых (и тоже в канун Дня шахтёра), когда на всю страну звучали названия крупнейших угольных месторождений Восточной Сибири: Берёзовское, Назаровское, Бородинское… И назывались цифры: Канско-Ачинский топливо-энергетический комплекс занимает территорию, равную пятидесяти тысячам квадратных километров. Общие геологические запасы угля — более 600 миллиардов тонн.

Предполагалось, что к началу третьего тысячелетия здесь будет ежегодно добываться до одного миллиарда тонн угля. Если учесть, что в ту пору его ежегодная суммарная добыча (в масштабах СССР) ещё только приближалась к миллиардному рубежу, этих запасов должно было бы хватить более чем на шесть веков. Так утверждали ведущие экономисты страны, прогнозирующие развитие восточных регионов к началу грядущего столетия. И расходились только в частных вопросах: как будет уголь этот использоваться в недалёком будущем — в качестве топлива или сырья для химического производства? Что выгоднее транспортировать из районов добычи — само топливо как таковое или электроэнергию, полученную на шести мощнейших ГРЭС, которые предполагалось построить уже к 2000 году?

Последнее десятилетие прошлого века внесло свои коррективы в отечественную экономику. Новые реалии, новые цифры. Впрочем, появились и новые имена, в числе которых — имя разреза, нанесённого на карту горнодобывающих предприятий уже на самой грани веков. Как говорится, вопреки экономической непогоде.

Разрез Ирбейский

Окружённый массивами березняка, он расположился в нескольких десятках километров от молодого шахтёрского города Бородино и пока, в отличие от своего именитого соседа (Бородинский разрез — самый крупный в России), ещё только набирает свою мощь. И это вполне понятно и закономерно, ведь первый колышек Ирбейского был забит совсем недавно, в мае двухтысячного. Но уже к концу того же года первый вагон угля был отправлен своему потребителю.

Сегодня это вполне сложившееся предприятие с чётко отлаженной взаимосвязью всех своих подразделений. Начиная от управления предприятия до службы безопасности. Основной участок — горный; его коллектив ведёт вскрышные работы и добывает уголь. Самый большой по численности работающих — транспортный участок. Здесь сосредоточена вся техника и непрерывный (по сменам) процесс работы. Бесперебойную работу техники обеспечивает ремонтно-механический участок. Учёт поступающего с разреза топлива и перегрузка его в железнодорожные вагоны производятся на угольном складе…

Что касается технического вооружения предприятия, оно вполне обеспечивает как добычу и транспортировку полутора миллионов тонн угля, запланированного на текущий год, так и вывоз четырёх с половиной миллионов тонн вскрышной породы. Но главное — это коллектив, объединяющий четыреста двадцать человек, большинство из которых ещё недавно трудились на полях и фермах близлежащих к разрезу сёл. Сегодня все они стали профессионалами угольной отрасли.

Эшелон в смену

Наша первая встреча с ними состоялась на стоянке «БелАЗов» ранним утром. Ночная смена передавала свои большегрузы дневной. Мы подошли к одному из пятидесятипятитонников, чтобы познакомиться с водителем, который только что сдал смену. Михаил Михайлович Щербинок. Родился в колхозе «Надежда», что в двадцати пяти километрах от разреза. Работал шофёром, комбайнером. Потом, когда колхоз распался, оказался невостребованным в родных местах…

Пять лет назад развивающемуся разрезу потребовались специалисты. С той поры он здесь, на Ирбейском. В позапрошлом году прошёл курсы обучения вождения на «БелАЗе», получил удостоверение «водитель большегрузного автомобиля» и новую машину. И теперь каждую смену вывозит на ней столько породы, сколько мог бы принять её железнодорожный эшелон, составленный из сорока — сорока пяти товарных вагонов.

— Михаил Михайлович, сколько же всего тонн вы вывезли за эти два года?

— За два года? Да разве тут подсчитаешь?! А вот ежели по сменам… Случается, делаем до пятидесяти рейсов. Это зависит от длины плеча откатки, куда отвозим породу. Расстояние от места погрузки до отвала может быть и семьсот-восемьсот метров, и порядка полутора километров. Сколько сделал рейсов сегодня? За эту смену получилось сорок четыре… А ведь точно — эшелон загрузить можно.

«Машина подана!»

Эти слова произносит Сергей Александрович Чепрасов, механик автотранспортного цеха. И указывает на «Газель», которую выделило нам руководство разреза для ознакомительной поездки к месту выработки угля. Сегодня он и водитель, и наш первый гид, который поможет сориентироваться на месте. Он горняк по наследству; четвёртый год работает на Ирбейском разрезе, а его отец более тридцати лет добывал уголь, и одиннадцать из них — на Бородинском разрезе.

Останавливаемся неподалёку от экскаватора, который загружает очередной «КамАЗ». Три ковша, и кузов наполнен; ещё три ковша — доверху прицеп. Под погрузку встаёт очередной автопоезд. Сзади цепочка ожидающих своей очереди машин. Поднимаюсь в кабину ближайшей к нам. Представляюсь водителю; он называет себя: Виктор Викторович Малетин.

Родом из местных, из села Александровки, что в Ирбейском районе. На разрезе работает четвёртый год. Его автопоезд загружает (вместе с прицепом) восемнадцать тонн угля. Может брать больше, но… не позволяют ограничения, предусмотренные для дорог общего пользования. Протяжённость рейсов (до угольного склада на станции Ирбейская) двадцать два километра. За смену восемь ходок. Работа посменная; за одной машиной закреплено четверо водителей. Если подсчитать, сколько угля перевозит такой экипаж каждый месяц, получится два эшелона по пятьдесят вагонов каждый.

Высокое звание

Мы прощаемся с нашим собеседником и направляемся к самому большому (восьмикубовому) экскаватору разреза. Здесь его называют «десяткой» — по бортовому номеру. В ближайшие дни он должен приступить к вскрышным работам; заменить на этом участке пятикубовый экскаватор, который в свою очередь будет переведён на угольный склад. А пока что завершаются работы по его монтажу. До того, как оказаться на Ирбейском, он поработал более тридцати лет на другом разрезе. И ещё поработает не один год. Так считает Михаил Максимович Машковский, старший машинист экскаватора и ветеран отрасли. Под его руководством бригада собирала этого стального долгожителя, чтобы он смог (уже на новом месте — по «ирбейской прописке») продолжить свою «трудовую биографию».

Что же касается биографии самого Михаила Максимовича… Первая трудовая строка в ней была вписана на Бородинском разрезе, куда он пришёл в 65-м году на должность горнорабочего. Через полгода окончил курсы помощников машиниста экскаватора, а вскоре был призван на срочную службу. После армии вернулся на своё предприятие, работал помощником, а два года спустя — машинистом экскаватора.

Начинал с малоковшового, но вскоре освоил новую технику и более тридцати лет работал на больших экскаваторах. Согласитесь, здесь уже не просто подсчитать количество тысяч тонн угля, вынутого ковшом его экскаваторов за эти десятилетия. На Ирбейский разрез его пригласили пять лет назад, когда ветеран был уже на пенсии. Смонтированный тогда под его началом экскаватор работает сегодня на разрезе под номером девять.

Рассказывая о себе, ветеран упустил немаловажную деталь. В управлении разреза восполнили это упущение, а именно: Михаил Максимович Машковский удостоен званий «Почётный шахтёр» и «Почётный механизатор» угольной промышленности и является полным кавалером шахтёрской Славы.

Всегда в рабочем режиме

И ещё одна бригада, о которой нам рассказали угольщики разреза. Это единственный на предприятии коллектив, который работает вахтовым методом. Дело в том, что вся эта бригада живёт в городе Шарыпово, а это неблизкое до разреза расстояние. И ещё… и сам бригадир, и каждый член его бригады являются ветеранами угольной промышленности. Мы говорим о бригаде Павла Михайловича Гришана, которая работает на экскаваторе номер восемь.

«Восьмёрка» всегда в рабочем состоянии»; «Бригада Гришана опять на высоте» — этими двумя фразами можно кратко выразить высказывания, которые мы слышали на разрезе. От водителей и экскаваторщиков, в службах главного инженера и главного технолога, а также из уст наших коллег, журналистов районной газеты «Ирбейская правда».

Стоит ли удивляться, что всего за несколько лет на недавно рождённом угольном предприятии сформировался почти полутысячный коллектив профессионалов, хорошо знающих своё дело. Объяснение просто: коллектив этот начинался именно с таких людей, о которых принято говорить: «У них есть чему поучиться». На таких людях держатся бригада, предприятие, отрасль.

Главное — не останавливаться…

— Ирбейский разрез — единственное крупное предприятие района, а значит, от его успешного развития зависит благополучие проживающих на его территории людей. Как будет строиться в этом направлении диалог между собственником, предприятием и территорией?

С.П.Совкин, директор Ирбейского разреза: Я думаю, что диалог, о котором говорите вы, уже приобрёл конкретное, конструктивное направление. Начну с того, что большая часть работающих на разрезе — жители Ирбейского района. А это более трёхсот рабочих мест, более трёхсот семей, в которые будет «приходить» гарантированная зарплата. А триста семей — это примерно тысяча человек, благополучие которых во многом зависит от стабильности самого предприятия. За счёт которого, кстати сказать, в значительной степени пополняется местный бюджет.

В этом году была разработана и уже реализуется программа социального партнёрства, на основании которой ОАО «Иркутскэнерго» (через наше предприятие) выделяет денежные средства. Три миллиона рублей — на поддержку социальной сферы района. Главное условие компании — чтобы район эти деньги расходовал конкретно, а именно: в интересах жителей. Я уже не говорю о том, что разрез принимает участие в поддержке детских домов, школ, всевозможных культурных и спортивных мероприятий.

— Как вы можете сравнить нынешний год с прошлым, позапрошлым?

— В прошлом и позапрошлом годах разрез план не выполнил. Какие причины? Это и недостаток вагонов, и отсутствие надёжного потребителя. Сегодня, будучи под юрисдикцией ОАО «Иркутскэнерго», мы вышли на годовой план выработки полутора миллионов тонн угля. Идём с опережением, не опасаясь, что «лишний» уголь не найдёт своего «адресата», как это случалось при прежнем собственнике. Следующий шаг, требующий обновления нашей технической базы, — двухмиллионный рубеж. И он тоже будет промежуточным.

— В направлении перспективы — развития разреза до пяти миллионов тонн?

— Да! Но перспективы не такой уж отдалённой. И это реальный резерв на будущее. Что касается настоящего… Сегодня мы завершаем доразведку месторождения. Эта работа началась три года назад, и в ближайшее время документы по её результатам будут переданы проектировщикам… Первый этап — разработка проекта развития разреза на два миллиона тонн угля; второй — на три миллиона; и третий (до 2012 года) — до пяти…

— И он станет завершающим?

— Не будем опережать события. Главное — не останавливаться на завоёванных рубежах.

Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА

В ближайших номерах газеты читайте о самом молодом угольном разрезе региона — Головинском.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры