Владимир Кубрик
Из всех порядковых числительных Владимир Кубрик предпочитает «первый». Первым руководимое им СМУ-1 перешло на подряд, постоянно удерживало первые места в соревнованиях и конкурсах, которых в прежние времена было в изобилии. Сегодня это самое большое по численности и объёмам выполняемых работ подразделение ЗАО «Иркутскпромстрой». Управлению, которым руководит Владимир Кубрик, поручаются самые сложные, самые ответственные объекты. Работники его не обижены ни вниманием, ни наградами. Сам Владимир Андреевич удостоен знака «Почётный строитель России».
Он, безусловно, честолюбив. Только это честолюбие труженика. Чей-то спины начальник СМУ-1 видеть не хочет. Предпочитает первопуток, а не изведанную дорогу. Это у него с детства. Интересно, что строителем он стать не собирался. Его поколение мечтало больше о космосе, самолётах.
Окончив среднюю школу в середине 60-х, подал заявление в Харьковское высшее авиационное училище, прошёл две медицинские комиссии, а вот на третьей, при училище, споткнулся. Поступил в Киевский техникум транспортного строительства. На последнем курсе выиграл одну из трёх комсомольских путёвок на строительство железной дороги Хребтовая — Усть-Илимск. Однако «туманом и запахом тайги» наслаждался недолго — специалист его профессии потребовался в Иркутске. Прибыл и… оказался не у дел. По телефонному справочнику нашёл адрес треста «Иркутскспецстрой», но и там не нашлось для него места. «Поднимись этажом выше, — только и посоветовала кадровичка. — Там находится СМУ-1 «Промстроя», говорят, им нужны технические работники».
— Давай попробуем, — равнодушно встретил его главный инженер управления Юрий Корытов.
С тех пор прошло 34 года, а он всё «пробует»: монтажником, мастером, прорабом, старшим прорабом, главным инженером, а с 1986-го начальником СМУ. От предложений руководства «Главвостоксибстроя» перейти к ним в техотдел или занять место главного инженера в родном тресте упорно отказывался. Почему?
— Моё кредо — лучше быть небольшим начальником, но первым, — откровенничает Владимир Андреевич. — Терпеть не могу, когда меня учат: делай не этак, а так, иди туда, гляди сюда. Люблю работать самостоятельно.
Первой его самостоятельной стройкой в должности руководителя управления стал Иркутский завод керамических изделий. Главный производственный корпус, АБК, котельная, трансформаторная подстанция, склады… Два десятка объектов на строительной площадке, итальянское оборудование фирмы «Униморандо», добрый десяток субподрядчиков… Это были настоящие университеты, где профессиональный и нравственный опыт постигается и усваивается через неизбежные конфликты и столкновения — с самим собой, с об-стоятельствами, с окружающими. «За время строительства зав. отделом обкома партии Иван Казимиренок пять раз собирался меня уволить, — вспоминает Кубрик. — Дневал и ночевал на стройке, можно сказать, еле удержался».
Ещё трудней пришлось в годы «перестроек» и реформ. «Пережили только потому, что у нас сложился патриотичный, не побоюсь этого слова, коллектив, — говорит собеседник. — Люди верили в руководство, в себя, в свою профессию». Верили и выполняли ремонтно-аварийные заказы, получая зарплату консервными банками, колбасой и тушёнкой. На Байкальском ЦБК сделали реконструкцию цеха, за который не брался ни один подрядчик, там же реконструировали после пожара ТЭЦ. «Здесь Владимир Андреевич проявил себя не только толковым организатором, но и талантливым инженером, — рассказывает начальник техотдела СМУ Любовь Филиппова. — Его идея поставить на несущих конструкциях здания пути, а на них козловой кран помогла в короткие сроки смонтировать перекрытия в пролётах на 40-метровой высоте. Потом мы эту технологию применили на капремонте цехов «Саянскхим-пласта».
Владимир Андреевич не спешит расставаться с ветеранами, старается подыскать работу по мере их сил. Перенесшему операцию монтажнику Александру Михайловичу Рюмину поручил заведовать хозяйством на участке строительства пятой серии ИркАЗа, другого назначил дежурным сантехником на сдаточном объекте. Этим во многом объясняется, почему в коллективе низкая текучесть кадров. Заслуженному строителю России Валерию Николаевичу Тимошенко 66 лет, а он монтировал новый корпус ИркАЗа на высоте 24 метра. Сегодня перебрался в Нукуты, ведёт подготовку к монтажу металлоконструкций строящегося на гипсовом руднике завода по производству строительных материалов германской фирмы «Кнауф». Бригадир Валерий Кротов, монтажники Геннадий Петухов, Станислав Юрков, Игорь Талатынов, Фёдор Кондратов, Александр Семенюк, Валерий Гераймович. Это универсалы, которые начинают с фундамента и могут сдать объект под ключ.
За ними — первый корпус «А» авиазавода, очистные сооружения правого и левого берегов Иркутска, Дворец бракосочетаний, на котором впервые в городе применены конструкции алюмопласта, а ротонда облицована снаружи золотистым алюкобондом. В прошлом году коллектив признан победителем соревнования на строительстве пятой серии ИркАЗа. В его активе уникальнейший объект — газоочистка с двумя вытяжными трубами высотой 62 метра. Без специальной техники за десять месяцев специалистами СМУ-1 смонтировано 1100 тонн металлоконструкций. Руководство ИркАЗа высоко оценило вклад коллектива, наградив многих рабочих и ИТР грамотами, призами и денежными премиями.
Впереди у начальника СМУ и его коллег новые, не менее сложные и ответственные испытания — строительство мощнейшего в стране завода по производству гипсокартонных листов и сухих смесей германской фирмы «Кнауф». По-настоящему приступили к ней в начале августа. «За шесть месяцев нам предстоит уложить 30 тыс. куб. м бетона в фундаменты и плиту чистого пола, а также смонтировать три тысячи тонн металлоконструкций, — делится Владимир Кубрик. — 1 сентября приступаем к монтажу».
— Под силу ли такие объёмы да ещё в столь короткие сроки одному коллективу?
— За год мы смонтировали корпус №9 ИркАЗа, а это 2,5 тыс. тонн и более 1 тыс. тонн на газоочистке, так что справимся и в Нукутах. Тем более что 6 тыс. куб. м бетона уже уложено.
По контракту СМУ должно приступить к монтажу 1 октября, но работы на новостройке идут с месячным опережением графика. И в этом надо отдать должное организаторскому таланту Владимира Кубрика.