издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Праздник с миру по нитке

Всего три дня осталось до очередного 1 сентября. А для маленькой Алисы Хабибулиной осталось целых три огромных дня. Алиса идёт «первый раз в первый класс». Она уже умеет и читать, и писать, «потому что мама научила». И праздник для неё уже начался. В Свердловском районе Иркутска, где живёт семья Хабибулиных, в минувшие выходные прошла ежегодная акция «Школьный портфель», которую 11 лет подряд проводит ассоциация многодетных семей «Берегиня» при поддержке департамента социальной защиты населения Иркутской области.

Алису пригласили на праздник, потому что в её семье три ребёнка. Такая семья уже считается многодетной и, как «вымирающий вид», находится под защитой государства. В Свердловском районе Иркутска в этом году оказалось 48 первоклассников из неполных, многодетных, малообеспеченных семей. В прошлом году их было 56. «Мы вручаем детям подарки к 1 сентября, в которые входят школьные принадлежности – тетради, ручки, линейки и так далее. Обязательно проводим торжественную часть, конкурсы, поздравления, дети читают стихи, песни поют. Напоследок концерт художественной самодеятельности показываем. В общем, делаем, что можем», — рассказывает руководитель ассоциации многодетных семей по Свердловскому району Иркутска Полина Камбалина. На этот раз праздник состоялся в кинотеатре «Орион» и завершился, естественно, показом кинофильма.

В рамках областного закона «О социальной поддержке семей, имеющих детей» все школьники из малообеспеченных, многодетных и неполных семей получают пособие на подготовку к школе на сумму одна тысяча рублей. На проведение областной акции «Школьный портфель» 50 тысяч рублей выделила областная администрация. Остальные средства – частные пожертвования. «Правда, благотворители откликаются не всегда с большим желанием, – говорит Полина Камбалина. – Примерно с июня мы начинаем ходить и просить, разносим письма. На этот раз откликнулись в основном строительные организации и несколько торговых. Мы благодарны им за любую помощь, даже самую скромную». Так, с миру по нитке, и получился для первоклашек праздник. Тем более что эти дети праздниками не слишком избалованы и умеют их ценить.

«Между количеством детей в семье и уровнем жизни, на мой взгляд, есть прямая зависимость, — говорит заместитель директора департамента социальной защиты населения Иркутской области — начальник управления семейной политики Татьяна Плетан. — Как раньше многодетные семьи были, так и до сих пор остаются группой бедного населения. А уровень благосостояния напрямую зависит от количества иждивенцев». Львиную долю расходов семьи составляют затраты на питание. По статистике, семья с одним ребёнком тратит на питание примерно 40% доходов, с 3 и более детьми – до 78%.

Первоклассница Алиса вторая дочь в семье Хабибулиных. Есть ещё старший сын Руслан 14 лет и маленькая Полина, которой пока 4 года. Работает у них только папа. У мамы Ирины есть два высших образования, но работы нет.

Биолог по профессии, она работала в институте педиатрии РАН. Так получилось, что в декретный отпуск ушла на… 9 лет. Для фундаментальной науки – слишком большой перерыв. Поэтому в третьем декретном отпуске заочно получила второе высшее образование по специальности юриспруденция. Найти работу по новой специальности оказалось не так легко. Всё-таки возраст солидный, 35 лет, трое детей и никакого опыта работы в юриспруденции. Кроме того, после рождения третьего ребёнка Ирине присвоили третью группу инвалидности. «Работодателя пугает, когда я говорю, что у меня трое детей. Я статистику не вела, но прямо или косвенно это обстоятельство всегда становилось причиной отказа, — рассказывает Ирина. — Мне бы хотелось реализовать себя в этой области. Когда я училась, мне казалось, у меня что-то получается, что-то мне понятно. Тем более, я понимаю, что я уже состоялась как жена, как мама, и теперь мне хотелось бы чего-то добиться и в профессии. Так что я всё-таки попытаюсь работу найти».

Семья Хабибулиных к государству за помощью не обращается. «Сейчас так много говорят о «материнском капитале», когда за второго и последующих детей выплачивают 250 тысяч рублей. Нам была бы очень кстати такая поддержка. Обидно, что на нас он не распространяется, — сетует Ирина. — Наш третий ребёнок, Полина, родилась до вступления закона в силу. Поэтому мы остались за бортом. А образование детям тоже хочется дать и жилищные условия улучшить хочется. Сейчас у нас трёхкомнатная квартира. Нам её никто не дарил, купили сами. Правда, тогда у нас был только один ребёнок. Уже два года мы с мужем пытаемся расширить жилплощадь. Обращались в администрацию, но получается так, что государство не может нам помочь». Пытались Хабибулины получить ипотеку, но тоже безрезультатно. Муж – единственный кормилец семьи, в которой трое детей и жена-инвалид. Когда банки узнают об этом, отказывают в выдаче кредита. «Может, когда я устроюсь на работу, сможем получить ипотеку», — надеется Ирина.

Жилищный кодекс говорит о том, что все социально уязвимые категории граждан, это и одинокие, и малообеспеченные, и многодетные, должны вставать в очередь на муниципальное жильё. «Если учесть, какими темпами у нас строится муниципальное жильё, то можно понять, насколько это больной вопрос, — признаёт Татьяна Плетан. — Возможно, что-то изменится, если область примет какую-то программу, например, по предоставлению льготных субсидий».

Количество многодетных семей в Иркутской области год от года сокращается. На 1 июля этого года было зарегистрировано 14712 многодетных семей, и в них воспитывается 49208 детей. В прошлом году детей было почти 51 тысяча. Причиной тому служит множество факторов – и социальных, и экономических, и ментальных. «У нас так принято в обществе, что двое детей – это норма, а трое детей – это нонсенс, — говорит Ирина. — Я даже не думала, что и у меня в подсознании это так глубоко сидит. Когда я узнала, что жду третьего ребёнка, для меня это было серьёзным шоком. Я ощущала себя немного сумасшедшей. А папа наш отнёсся спокойно. В общем, благодаря его поддержке всё прошло хорошо. У мужа в семье было трое детей, там восприняли нормально. Мои родственники сначала отговаривали, а потом сказали – молодцы. Иногда, бывает, ловишь на себе удивлённый взгляд. Вначале меня это смущало, а теперь я даже горжусь».

Государство помогает семьям, чем может. Сегодня концепция государственной семейной политики несколько изменилась. «Если раньше государство рассматривало семью как объект социальной помощи, то теперь семья становится партнёром, — говорит Татьяна Плетан. — Мы постоянно говорим о том, что может дать государство. И очень мало говорим о том, как семья может сама содержать себя, как она может заработать. И вот тут государство должно пойти ей навстречу, создать условия, поддержать.

В октябре прошлого года в Иркутской области был принят закон «О социальной поддержке семей, имеющих детей», согласно которому многодетные семьи имеют право на получение социального пособия в размере 200 рублей в месяц на каждого ребёнка. Любой гражданин, чей ребёнок посещает детский сад, имеет право на получение компенсации оплаты 20% на первого ребёнка, 50% на второго и 70% на третьего. Тут всё зависит от количества детей в семье, а не от количества детей, посещающих детский сад.

Государство впервые пошло на то, чтобы помогать семьям, в которых есть дети до полутора лет и работает только один родитель. В семейный бюджет идёт прибавка 1,5 тыс. на первого и 3 тыс. рублей на второго. «Мы специально прописали в областном законе, что право на пособие имеют семьи с двукратным прожиточным минимумом, — говорит Татьяна Плетан. — А под эту категорию попадают почти все». Такое пособие из 14712 семей получают 11162. «Причём не факт, что оставшиеся три тысячи семей действительно имеют более высокий уровень жизни. Просто любой закон имеет заявительный характер. Если мама обратилась, то будет получать пособие. А если не обратилась — не будет».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры