Свет его истин
Кинофестиваль «Земля Вампилова», завершивший недавно свою работу, стал событием культурной жизни Иркутской области. Открытие кинофестиваля состоялось 19 августа, в день семидесятилетия замечательного драматурга, в иркутском культурно-досуговом центре «Художественный».
Творческая встреча с народным артистом России, сценаристом, кинорежиссёром Всеволодом Шиловским и показ кинофильма «Валентина» по пьесе Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», сопровождавшиеся настоящим аншлагом, ещё раз подтвердили: Вампилов дорог зрителям всех поколений, его популярность растёт год от года. Собственно, о том же рассказала и начальник отдела продвижения кинофильмов Иркутского облкинофонда Елена Мурзина:
– С первого дня фестиваля на нас обрушился шквал телефонных звонков – вопросы, предложения, просьбы и много тёплых слов. Нынешний вампиловский кинофестиваль планировался как своеобразная народная акция с бесплатным посещением всех мероприятий. Мы, организаторы фестиваля, очень рады, что зрители высоко оценили нашу работу.
Пять фестивальных дней, пять фильмов по произведениям Александра Вампилова показали также, что его драматургия по-прежнему популярна у российских мастеров кино. Ровно 25 лет пролегло между «Валентиной», снятой Глебом Панфиловым ещё в 1980 году, при жизни драматурга, и фильмом «Прощание в июне» (киностудия «Канонъ», режиссёр-постановщик Сергей Ломкин, 2005 год), созданным по мотивам одноимённой пьесы Александра Вампилова (так заявлено в небольшом киноанонсе).
Но художественное наследие драматурга, созданные им характеры, обозначенные конфликты продолжают волновать не одно поколение киноактёров и режиссёров. На просмотре «Прощания…» я до боли в глазах всматривалась в фамилии его создателей, но кроме Юрия Соломина в роли ректора института Репникова не увидела ни одного известного имени. Фильм о молодёжи 60-х снимала молодёжь начала XXI века – новое поколение киношников тоже считает вампиловскую драматургию актуальной, интересной для обстоятельного разговора с новым поколением кинозрителей. О чём же, собственно, разговор?
«Чем старше фильм, тем он ближе к первоисточнику» – эта фраза, оброненная кем-то из иркутских киночиновников, показалась весьма спорной. Попытаюсь доказать это на примере первых фестивальных фильмов «Валентина» и «Прощание в июне».
Два фильма – два полюса, обозначившие в какой-то мере вечную проблему экранизации классики. «Вампилова трудно схватить», – считает известный московский режиссёр Валерий Фомин.
«Художественный мир Вампилова – гармоническое единение точно выписанного быта и поэтической сказочности, – говорил его великий коллега, главный режиссёр Ленинградского академического театра Георгий Товстоногов. – Ставить Вампилова как бытописателя – значит, не понять в нём поэтическое, лишить его драматургию суровой реалистической основы».
Тяжеловесная, утомительная в стремлении к точному прочтению пьесы режиссёрская работа Глеба Панфилова (кинофильм «Валентина») – тот самый пример, когда не понято, не «схвачено» что-то главное в «едва ли не самой (по словам Товстоногова) поэтичной вампиловской пьесе».
Интересно всё же получается: герои точно выполняют авторские указания, актёры прекрасные – молодые, талантливые: Чурикова, Нахапетов, Шиловский, избы, тротуары и прочие декорации в представлении столичных мэтров доподлинные, а смотреть скучновато.
И наоборот: молодые авторы «Прощания» поступают с каноническим текстом весьма вольно, оставляя только действующих лиц и сюжетную основу. Но пронизанная музыкой, светом «лирическая комедия о студентах, первой любви и чести, которую надо беречь смолоду», смотрится буквально на одном дыхании. Когда забываешь свои дела, проблемы, не чувствуешь времени, окунувшись в увлекательный, по-вампиловски яркий, стремительный ход событий. И в зале бурная, живая зрительская реакция – смех, восклицания, вздохи – словом, сопереживание. Именно то, к чему в конечном счёте стремился автор.
В общем, успешная экранизация классики, по-моему, никак не связана с близостью к первоисточнику. Более того, тонкое и сложное искусство перевода театральной драматургии на язык кино неизбежно связано с какими-то изменениями, может быть, и потерями ради сохранения точной концепции пьесы, того главного, что хотел сказать автор.
Кинофестиваль «Земля Вампилова» – хороший повод поклониться не только великому русскому драматургу. В «Утиной охоте», «Старшем сыне» – созвездие актёрских имён, многие из которых живут теперь только в нашей благодарной зрительской памяти.
Блестящий Олег Даль – Зилов в «Утиной» – немыслимый, непостижимый синтез таланта, интеллекта, мастерства, великолепный Евгений Леонов (Кушак в «Утиной», Сарафанов в «Старшем сыне»), народная любимица Наташа Гундарева, талантливый Юра Богатырёв – как жаль, что их уже нет. Как здорово, что они с нами были…
О том же говорили зрители вампиловского кинофестиваля. Студентка одного иркутского вуза Оксана Романова, например, отметила: «Пьесы Вампилова помогают правильно понимать жизнь, людей, их поступки. Мне кажется, что благодаря его произведениям можно не потеряться, найти себя, своё место в жизни. Мой любимый фильм – «Утиная охота». Какая это правдивая, какая трагическая история! А какой там Зилов – Олег Даль! Сейчас нет таких мастеров. Знаменитый Хабенский – одно лицедейство, по-моему, он не трогает сердце».
Кинофестиваль «Земля Вампилова» действительно стал заметным событием в жизни города. Ещё и потому, что зрители смогли увидеть, пообщаться, услышать известных мастеров театра и кино, сыгравших в вампиловских постановках – Всеволода Шиловского, который, собственно, открыл фестиваль, и Ирину Купченко, прилетавшую из Москвы на его закрытие.
Неожиданным и приятным фестивальным подарком стал показ IV части документального фильма Любови Васильевой и Ирины Бухаловой «Александр Вампилов. Воспоминания».
– Подобный фестиваль – дорогое удовольствие, – отметил директор Иркутского областного кинофонда Анатолий Романенко. – Его проведение стало возможным благодаря финансовой помощи Федерального агентства по культуре и кинематографии и департамента культуры и архивов Иркутской области. В сентябре планируем провести вампиловский кинофестиваль для школьников. Нашей молодёжи, изучающей творчество своего замечательного земляка по школьной программе, очень важно видеть экранные версии его пьес.
Как сказала студентка Оксана Романенко, и чтобы правильно понимать жизнь, не потеряться, найти себя и своё место в ней.
Фото Егора СОБОЛЕВА