издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Практика» на большой дороге

Студенты-юристы промышляли автомобильными разбоями

  • Автор: Лидия ИВАНОВА

Уголовное дело по обвинению группы молодых людей в разбойных нападениях на водителей иномарок, рассмотренное Октябрьским районным судом Иркутска, среди других подобных стоит наособицу. Не только потому, что его персонажи росли в благополучных, материально обеспеченных семьях и учились в престижных иркутских вузах и колледжах. Это давно уже не удивляет ни оперативников, ни следователей, ни судей. Некую оторопь вызывает тот факт, что разбойники, сбившиеся в вооружённую группировку, оказались студентами юридических факультетов — будущими правоведами и стражами порядка.

Родственные души

Криминальная деятельность разбойников-юристов продолжалась, по выражению суда, «крайне непродолжительное время» — всего несколько дней. Правда, за дело они взялись рьяно: нападения на водителей следовали через каждые 3-4 дня. Но уже после третьего разбоя всех шестерых повязали сотрудники милиции.

Ни одной угнанной машины студенты продать так и не смогли. У «Тойоты-Висты», которую отняли в Университетском у таксиста под угрозой обреза, сработала сигнализация и заглох мотор — пришлось её бросить прямо на дороге. На «Ниссане-Цифиро», водитель которой был жестоко избит, друзья успели лишь прокатиться разок по городу, после чего и были задержаны. Лишь от старенькой «Короллы» вожак шайки поимел три тысячи рублей — за эту цену он продал с похищенной машины колёса своему собственному отцу. Вот и весь навар от бурной криминальной деятельности студенческой «бригады».

Шайкой будущих юристов, как выяснило следствие и подтвердил суд, руководил несовершеннолетний безработный Антон Маковеев. В компании он был самым молодым, за плечами имел лишь девять классов средней школы и кулинарное училище. Юный кулинар успел отработать по специальности, полученной в ПТУ, всего несколько месяцев. Этого вполне хватило, чтобы понять: стоять за барной стойкой в ресторане гостиницы «Ангара», куда его пристроила мама, и обслуживать клиентов — не его призвание. Уволившись с работы, несостоявшийся официант решил заняться криминальным бизнесом — сколотить группировку для совершения разбойных нападений на водителей иномарок.

Лучший друг, живущий с ним в одном дворе, идею горячо одобрил. Студента факультета правоведения колледжа бизнеса и права Олега К. растила на одну зарплату мать-учительница. Видимо, его привлекла возможность быстрого обогащения. «Антон говорил, что, угоняя машины, можно заработать деньги», — объяснял он на следствии. Именно будущий правовед, которого положительно характеризовали и соседи по дому, и преподаватели колледжа, раздобыл через знакомого обрез с единственным патроном, чтобы держать на мушке жертв готовящихся нападений. Первокурсник, тоже несовершеннолетний, оказался главным пособником криминального бригадира: он принимал участие в вербовке исполнителей преступных замыслов, снабжал их оружием непосредственно перед выходом на дело, подыскивал покупателей на угнанные машины. Однако сам в нападениях не участвовал.

Желающие выйти ночью с обрезом на большую дорогу нашлись без труда. В кафе «Армения» на улице Лермонтова областного центра Маковеев познакомился со студентом госуниверситета Русланом О., в котором сразу почуял родственную душу. Разговорившись за банкой пива, парни быстро нашли общий язык и ударили по рукам. Вскоре «бригада» пополнилась ещё двумя членами, выразившими полную готовность поучаствовать в вооружённых разбоях. Руслан пригласил своего друга Дениса по прозвищу Кот, а тот привёл сокурсника из Российской правовой академии Александра Е., умевшего водить машину.

Все трое оказались старше своего криминального бригадира по возрасту, но нисколько не умнее его, хотя и обучались юридическим наукам у известных профессоров. К тому же они сильно уступали юному шефу характером. Психолого-психиатрическая экспертиза показала, что несовершеннолетнему Маковееву свойственны явные лидерские черты. Он легко подчинил себе компанию будущих законников. Второкурсник Руслан О. на следствии жаловался, что Маковеев на них давил: «Если начали совершать угоны, должны продолжать заниматься этим и дальше». Александр Е. рассказывал, как был напуган, когда Антон стал на него «сильно кричать»: «Он был очень недоволен, что я не выполнил его требований и не перегнал машину в указанное им место. Велел мне искупить вину — похитить ещё один автомобиль и отдать ему. Он угрожал, говорил, что обратной дороги нет». Только Кот, тоже, как выяснилось при проведении психолого-психиатрической экспертизы, не лишённый лидерских черт, позволял себе выражать недовольство тем, что Маковеев «слишком уж раскомандовался».

Однако никто из будущих блюстителей закона авторитет главаря шайки сомнению не подвергал. Олег К., всюду сопровождавший шефа, рассказывал на предварительном следствии: «Руслан, Денис и Саша уважали Маковеева за то, что он научил их, как совершать преступления. Маковеев предлагал угонять машины с целью их дальнейшей продажи или возврата за вознаграждение. Он говорил, что это несложно, что он уже занимался угонами и знает, как это делать. Лучше это делать втроём и с оружием: остановить иномарку, доехать до безлюдного места, там наставить на водителя обрез, сказать ему выйти из машины, потом доехать до гаража, который предоставит Антон, и продать машину или вернуть за вознаграждение хозяину. Как Антон говорил, так и делали».

«Бригадир» с понятиями или мент с идеалами?

Почему же всё-таки студенты юридических вузов проявили такую высокую готовность к совершению преступлений, притом тяжких, с угрозой применения оружия? Все они, кроме, может быть, Олега К., жили в хорошо обеспеченных материально семьях, не зная нужды. Все причисляли себя к золотой молодёжи, перед которой в будущем открывались широкие возможности для самореализации. В том числе благодаря «корочкам» престижных вузов по модной нынче специальности «правоведение».

По мнению старшего следователя следственной части при ГУ МВД РФ по Сибирскому федеральному округу Дмитрия Осипова, который вёл это дело, крутые парни просто насмотрелись гангстерских фильмов типа «Бригады». Вот будущим стражам закона и захотелось примерить на себя романтическую роль криминального героя Саши Белого. Никто же не станет спорить, что созданный киношниками образ «бригадира» с понятиями оказался куда более привлекательным в глазах молодёжи, чем последовавшая за ним роль милиционера с идеалами, сыгранная тем же талантливым актёром Сергеем Безруковым в сериале «Участок».

Студенты-юристы, которым, возможно, предстояло в будущем стать как раз милиционерами либо прокурорами, охотно пошли за пацаном с криминальным опытом, приоткрывшим для них таинственную завесу блатного мира. Они так хорошо вжились в роль разбойников, что и диктуемая этой ролью необходимость совершать насилие, опасное для здоровья и жизни жертв, нисколько их не напугала.

В двух первых нападениях Александр Е. был вооружён газовым баллончиком, струю которого направлял пострадавшим в лицо, а Кот с Русланом О. менялись ролями. Сначала студент академии, напяливший на себя медицинские перчатки, по знаку «Хирург, давай!» тыкал обрезом в затылок таксисту, а его подельник накидывал жертве удавку на шею. В другой раз недоучка из академии захватом за шею прижимал пострадавшего к сиденью, в то время как его друг держал водителя на мушке. И хотя материальной выгоды эти приключения не принесли, насилие дало будущим юристам моральное удовлетворение: они почувствовали некую эйфорию. Как видно из показаний на следствии и в суде свидетелей, разбойники-студенты охотно рассказывали о своих «подвигах» друзьям и знакомым.

Последнее, третье, нападение на водителя такси вошедшие во вкус разбоев правоведы не стали даже согласовывать с главарём шайки. Гордый своей крутизной Александр Е. похвастал, что угоняет машины и зарабатывает на этом «бабки» другу и однокашнику по Российской правовой академии Владимиру К. Студента-третьекурсника, родственник которого трудится в правоохранительных органах, идея напасть с обрезом на человека и отнять его собственность вдохновила так сильно, что он тут же отправился на квартиру товарища, чтобы подержать в руках настоящее оружие, уже опробованное в разбоях. Оттуда вместе с Котом, ещё одним однокашником по правовой академии, пошли на «дело». Роли были распределены заранее. Кот, угрожая обрезом, приказал водителю, годившемуся угонщикам в отцы, остановиться и выйти из машины. Александр Е., вооружённый ножом, велел отдать им автомобиль. А дебютант Владимир К. одними угрозами не удовлетворился: сидя за спиной жертвы, он схватил её двумя руками за горло и удерживал, пока шли «переговоры». Следствие и суд признали его действия «насилием, опасным для жизни в момент совершения». Водитель, однако, попался не из пугливых: он начал сопротивляться и покинул машину только после того, как получил в лоб 6-7 ударов рукояткой обреза.

Добычей, как и самим приключением, студенты правовой академии остались очень довольны. Прежде чем поставить похищенную машину на стоянку, они, пригласив друзей, поехали на ней кататься по городу. Совершенно очевидно, что «подвиги» будущих правоведов на ниве разбоя не были секретом для их окружения. Перед следователем и судьёй прошли с десяток молодых людей, которые знали либо догадывались о преступлениях. Но в «бригаде», как и полагается любителям гангстерских сериалов, молодёжь видела героев нашего времени.

Как быть с грешками молодости?

Что будет с этими «героями» дальше? Как известно, актёру Сергею Безрукову, подарившему образ столь полюбившегося народу бандита Саши Белого из фильма «Бригада», «реабилитация» не удалась. Его не менее талантливо сыгранный положительный милиционер Павел Кравцов забывается сразу же после просмотра сериала «Участок». Возможно ли, чтобы вчерашние бандиты в реальной жизни, как актёры в кино, переквалифицировались в стражей порядка?

Суд назначил Александру Е. наказание ниже низшего предела (4,5 года в колонии общего режима), учтя, что он активно способствовал раскрытию преступлений, изобличая соучастников. На допросах следователя парень заявлял, что опыт обвиняемого и подсудимого пригодится ему в будущем, когда он станет адвокатом. Неизвестно, однако, сможет ли ещё недоучившийся юрист реализовать свои замыслы — их вместе с Котом отчислили из Российской правовой академии во время следствия. (Причём сокурсник, от дачи показаний отказавшийся, получил срок на полтора года больше).

Руслану О., приговорённому к четырём годам колонии общего режима, тоже зачли хорошее поведение на следствии и в суде — его показания против подельников. Но и этого срока О. на зоне не провёл — был освобождён досрочно, как вставший на путь исправления.

Владимиру К. и вовсе не довелось попробовать баланды и полежать на нарах. Во время предварительного следствия он, единственный из всей компании, находился на подписке о невыезде — продолжал как ни в чём не бывало учиться на правоведа и исправно сдавать сессии. Суд принял во внимание его чистосердечное раскаяние и положительные характеристики (в том числе по месту учёбы в Российской правовой академии) и назначил наказание без изоляции от общества: 5,5 года условно с испытательным сроком три года.

Есть основание полагать, что учтены были при этом и многолетние заслуги родственника в правоохранительных органах. Иначе просто непонятно, почему третьекурснику, сыгравшему в тяжком преступлении особо активную роль (парня не затруднило удерживать за горло пожилого человека, избиваемого обрезом), дали гораздо более мягкое наказание, чем несовершеннолетнему пособнику Олегу К., отправленному в лагерь на три года.

Родители студентов ещё во время предварительного следствия компенсировали пострадавшим как материальный ущерб, так и моральный вред, что тоже было учтено при назначении наказания.

Конечно, хочется верить, как поверил и суд, что молодые люди, отсидев своё, уже не вернутся к преступлениям. Должно быть, хлебнули «романтики» в следственной тюрьме, на скамье подсудимых и за колючей проволокой исправительных учреждений. Именно поэтому я и опускаю их фамилии. Одно только беспокоит: оставят ли разбойники (теперь уже, надеюсь, бывшие) юридическое поприще или решение наших судеб в трудных жизненных ситуациях может оказаться в руках законников с бандитским опытом за плечами…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры