Путёвка в жизнь – из рук педиатров
Углублённую диспансеризацию проходят более шести тысяч воспитанников домов ребёнка и детских домов Приангарья
Осень стартует со школьным звонком. За окнами ещё теплынь, но и у взрослых, и у ребятни уже иной круг обязанностей и хлопот. Традиционно первый сентябрьский день сопрягается с праздником знаний, его героями становятся учителя и школяры независимо от того, первый или последний класс открывает перед ними дверь. К сожалению, праздник знаний далеко не всегда становится праздником детского здоровья. Идущая в течение последних лет диспансеризация детского населения свидетельствует: абсолютно здоровых ребятишек появляется на свет всё меньше; хворей, приобретённых за короткий срок, отпущенный детству (а это с первого дня жизни и до восемнадцатилетия), – всё больше. На фоне такого неблагополучия вровень с учителем, дарующим знания, стоит педиатр, чья миссия не менее важна – предупреждать, вовремя диагностировать и лечить недуги, оборачивающиеся в будущем настоящими человеческими трагедиями. Именно об этом – о значении детской службы здоровья, об ответственности, лежащей на ней, – мы говорим с главным педиатром департамента здравоохранения областной администрации Еленой ГОЛЕНЕЦКОЙ.
— С началом учебного года у вас и у ваших коллег – детских врачей Приангарья прибавилось забот?
— Я бы не соотносила нашу профессиональную нагрузку ни с определённой датой, даже такой светлой, как первый день сентября, ни с возрастным «цензом» наших возможных пациентов. Во-первых, потому что диспансеризация детского населения на протяжении нескольких последних лет идёт круглый год, не начинаясь с первым школьным звонком и не заканчиваясь с последним. Во-вторых, потому что школьными годами не исчерпывается сфера деятельности детских врачей, как участковых педиатров, так и узких специалистов. Поле приложения их опыта, знаний, усилий – от самого раннего младенчества и до совершеннолетия. С каждым даже не годом, а месяцем создаваемая в департаменте здравоохранения компьютерная база данных о здоровье подрастающей смены нашего региона становится шире, не утрачивая при этом своей конкретики. При необходимости мы можем «поднять досье» на любого ребёнка, ранее попавшего в поле зрения детского врача, и определить, в каком виде медицинской помощи он нуждается в данный момент.
— Значит, нынешний год для вас и ваших коллег ничем не отличается от предыдущих? Круг обязанностей строго определён и его границы чётко обозначены?
— Насчёт круга обязанностей вы правы – какие же ещё они у нас могут быть, кроме как профилактика и лечение юных сибиряков. А вот что касается «чётко обозначенных границ», тут необходимо уточнение. Год на год не приходится – жизнь постоянно подкидывает задачи, требующие оперативного решения.
— И что же? Нынешний год в какой-то степени наособицу?
— Именно так. Мы сейчас активно проводим диспансеризацию детей-сирот, ребятишек, оставшихся без попечения родителей. Одним словом, с начала текущего года всё ребячье «население» детских домов-интернатов и домов ребёнка, имеющихся в Приангарье, под нашим особо пристальным вниманием.
— Но вы же не хотите сказать, будто раньше эти ребятишки были на обочине внимания медиков по сравнению со своими более благополучными сверстниками?
— Ни в коем разе! Наблюдение за здоровьем этих детей постоянно – в штате каждого детского учреждения обязательно есть медицинский работник, а срочная врачебная помощь, в случае надобности, ребятишкам обеспечена всегда. Но нынешний год и для нас, педиатров, и для них, детей, обделённых родительским кровом, наособицу потому, что согласно постановлению правительства и приказу Минздрава мы, детские врачи, начали свою, лечебную подготовку каждого ребёнка к новой жизни.
— К новой жизни – это к какой же?
— К жизни в обретённой ребёнком новой семье. Иными словами, цель углублённой диспансеризации благая: уточнить состояние каждого мальчишки и каждой девчонки на случай обретения ими новых родителей; подлечить всех воспитанников детских учреждений, находящихся под «крылом» департаментов образования и здравоохранения. Если необходимо, провести оперативное лечение; если появится нужда, то в стационарных условиях. Чтобы передать счастливчиков в новую семью с полной информацией об их здоровье, разумеется, не скрывая возможных проблем, которые предстоит решать приёмным родителям. Определён перечень специалистов, которые обязаны «посмотреть» всех воспитанников. Ребёнок до 5 лет должен пройти через руки и глаза девяти узких специалистов, среди которых хирург, травматолог, офтальмолог, психиатр. Дети, перешагнувшие своё первое пятилетие, окажутся в поле зрения уже не девяти, а одиннадцати узких специалистов. Но в любом случае ведущей фигурой остаётся врач-педиатр. Мы постараемся организовать всю работу таким образом, чтобы вся специализированная помощь была доступна каждому воспитаннику детского учреждения в полном объёме. Независимо от того, где находится дом ребёнка или интернат – в областном центре или в одном из районов Приангарья.
— И сколько же таких ребятишек должны в обязательном порядке получить из рук медиков такие своеобразные «паспорта здоровья»?
— В Иркутской области около пятидесяти детских домов-интернатов и домов ребёнка – это немногим более 6000 воспитанников всех возрастов, вплоть до восемнадцатилетних.
— Ну, будем откровенны, удача вряд ли улыбнётся подросткам, уже вступившим в отрочество. Шансов куда больше у маленьких…
— Конечно, вы правы. За последние полгода более двухсот малышей обрели новых родителей либо попечителей. Что не так уж и плохо. А вот старшим новая семья вряд ли светит. Но разве не важно, что, вступая на самостоятельный путь, они, старшие, тоже будут проконсультированы всеми специалистами, а в случае надобности и пролечены? Разве не облегчит их первые самостоятельные шаги свое-временно оказанная помощь?
— Не просто взглянуть на ребёнка (да не на одного, а на шесть тысяч!), но диагностировать все его недомогания, вовремя пролечить, чтобы повысить его шансы уйти в семью из казённых стен, – это сколько же надобно средств! Где их возьмёт департамент здравоохранения?
— Эти деньги, и немалые, специально ассигнованы федеральным бюджетом России. Так что сейчас главное – врачебные кадры. Мы определили на периферии 32 лечебных учреждения, врачам которых в силу их высокого профессионализма можно доверить эту работу. Разумеется, к ней подключаются выездные специализированные бригады из лечебных учреждений самого Иркутска — из городской и областной детских клинических больниц, из специализированных областных диспансеров.
— С кадрами педиатров всё-таки стало легче?
— Да, с началом реализации национального проекта «Здоровье» полегче стало с участковыми педиатрами. Сыграла свою роль увеличенная заработная плата. Вы знаете, впервые за многие годы выпускники педиатрического факультета Иркутского государственного медицинского университета, не все, но, по крайней мере, большинство из них, остаются в здравоохранении, не отказываются ехать на периферию. Были бы только обеспечены нормальными бытовыми условиями. Но, подчеркну я, в большой степени это зависит от заинтересованности районной власти. Печётся администрация района о здоровье подрастающего на своей территории нового поколения – будет молодому специалисту и квартира, и всё необходимое для успешной работы. В этом отношении добрые слова хочется сказать в адрес муниципальных властей Черемховского района, позаботившихся о том, чтобы в Голумети, в этом большом сибирском селе, появился свой врач-педиатр; молодые специалисты-педиатры в прошлом году приехали в Балаганск и в Бодайбо — сразу же были обеспечены квартирами. Конечно, в нашей области ещё много населённых пунктов, где средние медицинские работники замещают врачей. Понятно, сразу кадровый дефицит не исчезнет. Но появилась наконец перспектива в решении этой проблемы. Следующим шагом сделать бы повышение заработной платы врачам детских стационаров, куда попадают очень тяжёлые пациенты и где ответственность узких специалистов ничуть не меньше, чем у педиатров, работающих на участках. Никому не нужно доказывать: если государство, если общество заинтересованы в здоровье подрастающих поколений, детский врач, где бы он ни работал, должен получать достойное вознаграждение за свой труд.
— Елена Сергеевна, возвращаясь от никогда не теряющей своей актуальности кадровой проблемы к текущим заботам, хочу уточнить: углублённая диспансеризация обделённых домашней заботой детей завершится уже в нынешнем году?
— Нет, конечно. В декабре мы завершим только первый её этап. Следующий наш шаг – оздоровление ребят. Этим мы будем заниматься на протяжении всего будущего года. Очень хочется, чтобы как можно больше ребятишек узнало тепло семейного очага, и мы, врачи, сделаем всё возможное, чтобы каждый усыновлённый ребёнок смог войти в новую жизнь без серьёзных проблем со здоровьем.
Беседовала Элла КЛИМОВА