издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Что-нибудь да взойдёт…

  • Автор: Леонид БЕСПРОЗВАННЫЙ

Есть Авиньон, есть Эдинбург со своими знаменитыми театральными форумами. Наконец, есть Москва со снискавшим мировую славу Чеховским фестивалем. А у любителей-театралов есть Байкал – место не менее прекрасное. Не один театральный слёт фанатиков-дилетантов обосновывается на его берегах. Первым из них была «Театральная осень на Байкале», ведущая свою историю с 1990 года. 14 лет кряду она набирала свои обороты на базе отдыха нефтехимиков «Утулик», расширяя географию своей афиши, разнообразя фестивальную инфраструктуру, расширяя круг гостей, обретая новых друзей.

И вдруг рухнул клуб в «Утулике». Частый гость «Осени» народный артист Виталий Венгер называл его амбаром. Такая кликуха ему, признаться, личила. Но всё же этот амбар был родным, обжитым и служил надёжным театральным приютом. Утеряв кров, фестиваль перебрался на соседнюю турбазу «Чайка», там прошла «Осень» под номером 15. Новая пристань оказалась очень неуютной. Заговорили во весь голос и финансовые сложности (наше время словно создано для того, чтобы они брали своё веское слово). И «Театральная осень на Байкале» застряла на повороте, умолкла. Казалось, что она ушла в прошлое навсегда.

Август 2007 года ознаменовался её возрождением. Отдел по культуре Ангарского муниципального образования, возглавляемый Еленой Кириченко, многолетним директором «Осени», изыскал средства и ударил в фестивальный колокол. Основателю фестиваля — театру «Чудак» помог выбраться на байкальский брег Дворец культуры ангарских нефтехимиков, где он прописан.

Нет, клуб в «Утулике» не возродился, как Феникс из пепла. Но на базе построили новую игровую комнату «Уралочка», превращённую по необходимости в театральный зальчик. Ещё одним залом стала бывшая бильярдная. Дефицит сценических причиндалов ощущается. Но «Театральная осень» вновь зашумела, выплёскивая эмоции через край. Иркутск, Чита, Ангарск, Усолье-Сибирское, Мишелёвка заполонили фестивальное пространство.

Для открытия «Осени» № 16 «Чудак» приготовил так называемые «археологические раскопки». Погружаясь в пласты минувших фестивальных лет, накоротке вспоминали былое, демонстрируя реликты.

Вот автошарж народного артиста Виталия Венгера, патриарха-охлопковца, который много сезонов делил с любителями фестивальные отрады. А однажды устраивал здесь выставку своих шаржей, на которые, как известно, он большой мастак.

Вспомнили лот для мужчин, разыгранный в шуточном аукционе на одном из фестивалей, это оказался «поцелуй француженки». В «Утулике» ненароком оказались две парижанки и с французской лёгкостью и шармом согласились принять участие в фестивальных играх. Звучит немецкая губная гармошка, напоминающая о концерте Баварского духового оркестра, расположившегося на катамаранах, вставших парадом на озёрной глади.

Откопали и кусочек подгнившей доски – всё, что осталось от клуба, того самого, что В. Венгер называл амбаром, но под крышей которого кипело столько театральных страстей и зажглось столько звёздочек.

Не забыли и балет «Лебединое озеро», воспроизведённый на берегу реки Утулик ребятами с Большой Речки и всех поразивший. И чеховскую «Чайку», эффектно разыгранную на природе охлопковцами. Нина Заречная (актриса Марина Елина) читала свой монолог в пьесе Константина Треплева в кабине канатной дороги через реку Утулик. Незабываемо!

И старую песню откопали – ту, что сочинили к самому первому фестивалю 1990 года. Тем и открыли новый театральный съезд.

В нашей жизни,

где святого не жаль,

Где распродано всё

вдоль-поперёк,

Пусть согреет нам сердца

фестиваль.

Отвлечёмся от забот

и тревог…

В третий раз высаживает свой десант на фестивальный байкальский берег Иркутский академический драмтеатр имени Н.П. Охлопкова. Директор театра, заслуженный работник культуры России Анатолий Стрельцов с удивительным благорасположением откликается на наше приглашение и относится к этому с полным серьёзом.

Смычка любителей с профессионалами полезна, пожалуй, для обеих сторон. Потоки взаимопроникновения дают освежающий, омолаживающий эффект.

И на этот раз день Иркутского академического драмтеатра на «Театральной осени» был ёмким и насыщенным. Начался он открытой репетицией спектакля «Старший сын» по пьесе А. Вампилова. Имя великого сибирского драматурга в его юбилейный год, само собой, часто звучало на фестивале. Что может быть заманчивее для любителей, чем заглянуть в тайное тайных – на репетицию профессионалов, увидеть, как это делается, из каких атомов и каким способом созидается то, что вскоре предстанет перед зрителями как готовый художественный продукт. Это можно сравнить, наверное, с первым присутствием будущих врачей на операции, которую проводит опытный хирург-мастер. Жадность внимания к происходящему столь же велика. Художественный руководитель театра Геннадий Шапошников был в ударе, проявил себя в этой репетиции искусником-чародеем. Он показывал и подсказывал, зажигал и возбуждал, делал экскурсы в жизненные пласты, на которые опирается пьеса, хитроумно вёл репетиционный корабль по лоциям своего замысла. Он был похож на мага и вместе с тем находился среди актёров, бок о бок с персонажами, проживая вместе с ними происходящее и успевая направлять их по задуманным траекториям. Это была и терпкая работа, и упоение, и урок, и полёт. Такое не каждый день увидишь, а фестиваль предоставил эту реальную возможность.

Охлопковцы прихватили с собой на Байкал представителей молодёжного театрального движения «Алые паруса», существующего под патронатом академического театра. Они вышли на фестивальные подмостки с композицией «Лето катится», посвящённой А. Вампилову.

А актёры Евгений Солонинкин и Степан Догадин угостили фестивальщиков песенным концертом.

Разумеется, сказали своё азартное фестивальное слово и любители. Спектакли, ясное дело, разные. Но в каждом что-нибудь да мелькнёт – такое, что сердце вдруг забьётся учащённо.

Валентина из усольского «Валентинова дня» (пьеса нашего недавнего земляка Ивана Вырупаева) в финале драматической истории кружится между газовыми полотнищами, закручивая их вихрем. Словно улетает ввысь, прожив жизнь, где снедающая её любовь была лишь пунктиром, отягощённым житейскими невзгодами.

Каждое слово, каждый жест Андрея Краснова из ангарского «Ростка» в роли Котяры в философской сказке «Вперед, котёнок!» столь выразительны, что зрители приподнимаются со стульев, чтобы не пропустить яркий художественный момент. Творческую работу Андрея отметило памятным сувениром жюри.

Читинский «Вокзалъ» вывел на сцену целую стаю грамотно подготовленных мальчишек и девчонок (режиссёр Елена Домошенкина). На подмостках они подлинные хозяева.

Монолог о театре из спектакля «Плачу вперёд!» нижнеудинского «Экспромта» Елена Курбатова исполняет приёмом «апарт» словно от имени всех фанатиков-театралов как спич в честь любимого рода искусства.

Когда в «Запахе лёгкого загара» (спектакль «Чудака») Рома отдаёт Юленьке пистолет, из которого хотел застрелить её отца, отдаёт в знак доверия и вспыхнувшего горячего чувства, по щеке Натальи Андриенко нежданно побежала слеза (такого доселе не было ни в одном спектакле), её партнёр Александр Говорин ласково смахнул своим пальцем слезу со щеки партнёрши. Это продолжение диалога без слов сказало больше того, что написано в тексте пьесы…

Спектакли, естественно, главное фестивальное блюдо. Но фестиваль делает фестивалем ещё и разнообразный «гарнир», его было много, всякого.

Действовало ночное театральное кафе «Палатка № 6» — обитель муз, любимое место неформальных встреч и знакомств. Раз один омич написал в книге гостей: «Как хорошо, что на свете есть вы и «Палатка № 6». Два года фестиваля в «Утулике» не было. Но надпись на домике «Палатка № 6» сохранилась. Отдыхающие так и зовут это помещение: «Палатка № 6», не ведая, откуда произошло это название.

Пленительной фестивальной площадкой давно стал сад Ириды, возведённый на байкальском берегу художником Николаем Осипенко. На этот раз в саду Ириды лидер Нижнеудинского «Экспромта» Галина Каминская читала стихи Марины Цветаевой. А хозяин сада Николай Николаевич подарил нам нарядную книгу «Сады Предбайкалья», где опубликована и его статья.

Ещё одна рубрика фестивальной афиши — «Полуночные встречи». Она тоже таила сюрпризы и выплески фантазии. Встреча с ангарским бардом, композитором Ириной Евдокимовой была напоена лирикой, одухотворённостью, сердечной распахнутостью. Ещё, как нынче говорят, и интерактивностью. Одну из песен, сочинённую для занятий в школе искусств, вместе с бардом пели и зрители, да ещё и разгадывали заключённую в ней загадку. Прозвучали песни на стихи иркутян Петра Реутского, Марка Сергеева, Анатолия Кобенкова, посвящённые Александру Вампилову. «Осень на Байкале» всегда богата интересными людьми с изюминкой.

Валерий Туровец из усольского «Ковчега» — поэт, который за рифмой в карман не полезет. А ещё и мастер преподносить сувениры, которых у него всегда с собой полный мешок, как у Деда Мороза. Он щедро одаривал и друзей, и коллег, и жюри и всякий дар сопровождал стихотворными репликами и монологами. Ангарчанам он преподнёс с дарственной надписью иркутский журнал «Сибирь» (2007, № 3). Этот номер целиком посвящён Усолью-Сибирскому, и в нём, конечно, есть стихи Валерия Туровца. Когда-то он сочинил незабываемое: «Утоли мои печали, Утулик. Я к тебе, как к хлебу белому, привык»… Это, ясное дело, мы все запомнили.

На «Театральной осени» сыздавна заведено: отсутствует пьедестал почёта, места не делятся. Подарки организаторы преподносят всем театрам-участникам. Но одно творческое состязание на этом фестивале есть: это конкурс актёрских работ имени бабы Кати — заслуженной артистки России середины прошлого века Екатерины Евгеньевны Барановой. Эта иркутская актриса была любимицей партнёров и публики, её все и звали ласково тётей Катей, а потом бабой Катей. К тому же она была народным самородком – не училась в театральных учебных заведениях, а вершин достигла силой своего таланта и душевного богатства, что для русской актёрской школы всегда очень много значило. На этот раз лауреатами конкурса имени бабы Кати стали Елена Курбатова (Нижне-удинск, театр «Экспромт»), Валерия Большакова и Алексей Цыганков (Чита, «Вокзалъ»), Наталья Андриенко, Владимир Путято, Александр Говорин (Ангарск, «Чудак»).

Одна из ежедневных рубрик программы «Осени» № 16 именовалась «Встреча с мэтрами». Это были мастер-классы, беседы, обсуждение спектаклей.

Мэтрами на сей раз были профессор, педагог по режиссуре и мастерству актёра Валерий Тришин (Москва), театровед Виталий Нарожный (Иркутск), режиссёр Юрий Шушковский (Омск). Все трое уже бывали на байкальских фестивалях, все – спецы в своих профессиях. Общительные люди, креативные личности, легко вступающие в диалог и дружелюбные отношения с участниками фестиваля.

Виталий Нарожный, знаток творчества А. Вампилова, привёз с собой фильм «Александр Вампилов. Воспоминания…», снятый к 70-летию драматурга-земляка, и комментировал его показ.

Ну а фестивальные спектакли мэтры подвергали тщательной анатомии – было что намотать на ус.

Что такое фестиваль? Праздник? Урок? Откровения? Встречи? Знакомства? Прочищение мозгов? Освежение эмоций? Да всё вместе. И ещё кое-что. Витаминная подпитка. Веселье, но не разгул. Творческий отчёт, но не барабанный бой. В любом случае на ниве театрального любительства это СОБЫТИЕ. Посев новых художественных устремлений, импульсов, желаний, идей, мечтаний. Что-нибудь да взойдёт!

Спектакли, рождённые любителями сцены, живут дома, в родных стенах. А на фестивале они попадают в новый кругооборот, в иную, говоря рыночным языком, конъюнктуру цен. Это нелёгкое испытание, но небесполезное для осознания реальной «стоимости» своих поисков, путей, свершений.

Такие явления, как «Театральная осень на Байкале», — вливание токов жизнелюбия, жажды созидания, вздымание высоких чувств. Не надо, разумеется, делать вид, что с фестиваля все уезжают законченными гуманистами. Но что это процедура освежающая, подтверждено годами фестивальных бдений.

НА СНИМКЕ: Елена Курпатова и Владимир Балабанов в сцене из спектакля «Плачу вперёд». Театр «Экспромт», Нижнеудинск

Фото Вячеслава ПРОШИНА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры