Осеннее охлаждение
Температура отношений между Законодательным собранием (ЗС) и администрацией Иркутской области снова упала ниже «нуля». На неделе спикер ЗС Виктор Круглов несколько раз выступал с резкими заявлениями, в которых охарактеризовал ситуацию в области как «неудовлетворительную» и «напряжённую». Иркутские политики не так часто позволяют себе критику исполнительных органов власти. Эксперты гадают, с чем она может быть связана на этот раз. Некоторые заговорили о теме импичмента. Другие полагают, что это не что иное, как искренняя неудовлетворённость спикера ситуацией в регионе и желание стимулировать команду губернатора к более активному взаимодействию с парламентом.
Наиболее резкие оценки в адрес региональных исполнительных органов власти прозвучали во время встречи Виктора Круглова с журналистами 18 сентября, накануне 34-й сессии собрания. Потом некоторые моменты из этой речи спикер повторил и на открытии сессии регионального парламента. Он критиковал администрацию, выступая на встрече с редакторами районных средств массовой информации 20 сентября. Позже сам Круглов, объясняя причины этого выпада, сказал, что у регионального парламента и администрации области «есть существенная разность в подходах, и, возможно, наша ошибка в том, что мы публично эти вещи не называем».
Виктор Круглов недоволен «отсутствием политической стабильности и системной работы исполнительной власти». Под этим он понимает частые кадровые перестановки в администрации области, незавершённые проекты и отсутствие единой стратегии экономического развития. В итоге, по мнению председателя Законодательного собрания, Иркутская область сегодня практически единственный субъект федерации среди своих соседей по Сибири и Дальнему Востоку, который не попал в масштабные программы, осуществляемые под контролем президента и финансируемые федеральным центром. Так, в Красноярском крае реализуется программа развития Нижнего Приангарья, на Урале — программа «Урал промышленный — Урал Полярный» и даже в соседней Якутии – программа социально-экономического развития, включающая строительство газоразделительных мощностей и химического производства в Ленске и Олекминске. Наши восточные соседи участвуют в программе развития Дальнего Востока и Забайкалья. «Мы в эту программу то попали, то не попали, — иронизирует спикер. — Словом, боком мы как-то сидим в этой программе».
Председатель ЗС считает, что администрации пора перестать заниматься «мифическими проектами» и «бутафорскими идеями»: «Давайте посмотрим на эти проблемы трезвым взглядом». В качестве примера Круглов обратился к проекту агломерации и в частности – к тезису о том, что агломерация должна помочь при решении демографических проблем: «Почему и каким образом агломерация должна решить демографические проблемы?» На встрече с редакторами районных СМИ Виктор Круглов попытался назвать причину сложившейся ситуации: «Возможно, ошибка в том, что не-правильно выбрана стратегия развития области. Нарушена преемственность развития Иркутской области, в первую очередь, как промышленного региона».
По мнению Виктора Круглова, в Иркутской области в последнее время вообще происходит «много странного». К «странному» председатель ЗС относит, например, высказывание губернатора Тишанина о Ковыктин-ском газоконденсатном месторождении: «Для экономики Иркутской области важны высокие технологии, а не сырьевые мега-проекты». Виктор Круглов считает, что область не может себе позволить пренебрегать разработкой Ковыкты, и администрация должна пробивать этот проект на всех уровнях, поскольку сроки реализации проекта, определённые 2017 годом, не окончательны. У спикера сложилось впечатление, что «Газпром» «пока просто не определился в этом вопросе». Тем более что сейчас, по его словам, полпред президента РФ в Си-бирском федеральном округе Анатолий Квашнин занимает активную позицию по теме ускорения освоения Ковыкты. Зато к программе газификации Иркутской области на базе мелких газоконденсатных месторождений Виктор Круглов относится скептически. Он считает, что разработка малых месторождений, ориентированная только на бытовое потребление природного газа, без развития газохимии, неокупаема. «В таком случае необходимо иметь смелость честно признаться: крупные месторождения нам просто не велено замечать», — подчеркнул Виктор Круглов. Результатом отсутствия продуманной политики стало то, что Иркутская область всё менее привлекательна для инвесторов, ресурсами региона перестали интересоваться представители крупного бизнеса, заявил он. Сильно ограниченны возможности для развития и местного бизнеса. В Иркутской области, по его словам, процветают лишь отдельные его представители, такие как Нина Чекотова и Татьяна Казакова. «Ничего не имею против, но для развития местного бизнес-сообщества этого явно недостаточно», — сказал Круглов.
Итак, по мнению Виктора Круглова, «то, что в области требуются перемены, очевидно». Какие конкретно перемены, председатель Законодательного собрания не называет и воздерживается от обвинений непосредственно в адрес губернатора Александра Тишанина. В кулуарах 34-й сессии Законодательного собрания даже заговорили об импичменте. Хотя очевидно, что такой сценарий развития событий был невозможен: в течение переходного периода образования нового субъекта РФ региональные парламентарии не могут воспользоваться нормой областного законодательства о выражении недоверия губернатору.
Возможно, поведение Виктора Круглова объясняется желанием мобилизовать если не губернатора, то его администрацию на более эффективное взаимодействие с Законодательным собранием. Если рассматривать, например, ситуацию вокруг закона о межбюджетных трансфертах, то администрации вполне было по силам переломить ситуацию в свою пользу, проведи она более широкие консультации с депутатами. Но, как сообщил руководитель фракции «Единой России» в Законодательном собрании Сергей Мутовин, «губернатор во фракцию не обращался и с её членами не общался». Понятно, что если во время прохождения закона, серьёзно регулирующего расходную часть бюджета будущего года, администрация не находит нужным общаться с Законодательным собранием, то по более мелким поводам такое общение тем более не состоится.
Есть и другое мнение, изложенное одним из депутатов Законодательного собрания, который считает, что, скорее всего, последние заявления губернатора о месте Ковыкты в развитии региона в контексте прочих, вроде плана проведения очередного Байкальского экономического форума на воде или влиянии агломерации на демографическую ситуацию, просто переполнили чашу терпения спикера: «Ему всё это просто надоело». Так это или иначе, но Виктор Круглов подтверждает свою репутацию неформального лидера одной из влиятельных групп политической элиты в Иркутской области, сохраняя в то же время открытую калитку для переговоров. Критика исполнительной власти в его устах прозрачна, но безадресна, а его кредо остаётся прежним: «Миром правят компромиссы».