издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Посторонним вход затруднён

Федеральная миграционная служба России (ФМС) установила квоту на въезд гастарбайтеров в Приангарье в 2008 году. Максимальное количество иностранцев, которые могут приехать работать в Иркутскую область из дальнего зарубежья, равняется 12 тыс. человек. Лимит для граждан из стран безвизового режима — 30 тыс. человек. По сравнению с текущим годом количество более квалифицированных иностранных рабочих — из дальнего зарубежья, отмеренное ФМС на будущий год, увеличилось почти в 2,5 раза. Однако местным работодателям эта цифра кажется недостаточной. Представители с самой большой «иностранной» составляющей в структуре рабочей силы сфере — строительной — уверены, что из-за нехватки квалифицированных гастарбайтеров снизятся объёмы строительства и его качество.

Больше всего иностранных рабочих рук, по информации УФМС, необходимо в Иркутске и Иркутском районе (85%), на втором месте идёт Бодайбо, затем Братск, Ангарск и Усолье-Сибирское. По итогам совещания Межведомственной комиссии по делам миграции при Иркутской области выяснилось, что самая «иностранная» сфера в регионе — строительство. Оттуда поступило 95% заявок работодателей (80% на граждан из дальнего зарубежья и 50% — из ближнего). Как раз за счёт дефицита рабочих рук в строительной отрасли Иркутск лидирует по показателям миграционной нагрузки среди остальных городов региона. В Иркутском районе, по словам заместителя директора департамента труда Иркутской области Ирины Шамраенко, испытывают дефицит в овощеводах — донором рабочих этой профессии в основном выступает Китай. Бодайбо второе место досталось благодаря местным золотодобывающим предприятиям. Здесь, сообщает Ирина Шамраенко, требуются машинисты экскаватора, бульдозера, автокрана, слесари и электрики по ремонту горной техники, подземные горнорабочие.

По оценке сотрудников департамента труда Иркутской области, наиболее востребованы на региональном рынке труда специалисты с начальным профессиональным (около 35%) и средним специальным образованием (около 25%). Потребность в иностранцах с высшим профессиональным образованием составляет порядка 18%. Такие специалисты приезжают в основном из стран визового режима — в количестве, удовлетворяющем решению ФМС.

Между тем потребность местных работодателей в иностранной рабочей силе удовлетворена далеко не полностью: иркутские наниматели запрашивали на 2008 год 36 тыс. специалистов из стран визового режима. «УФМС никогда не удовлетворяет заявку полностью, — жалуется директор строительной компании «Максстрой» Евгений Девочкин. — Как-то наш подрядчик запросил 50 рабочих, а дали разрешение только на пять». Из-за сложности оформления документов на специалистов из Китая компании «Востсибстрой» в этом году пришлось перераспределять рабочую силу с объектов, что повлияло на сроки их сдачи, рассказала начальник службы по связям с общественностью УК «Востибстрой» Анна Невзорова.

В условиях нехватки квалифицированной рабочей силы наниматели сетуют и на длительность процедуры привлечения гастарбайтеров из стран визового режима. Процесс оформления документов на въезд, например, китайцев или вьетнамцев занимает минимум полгода, жалуются работодатели. Нанять иностранцев можно либо самостоятельно, либо воспользовавшись услугами фирм, профессионально занимающихся привлечением зарубежной рабочей силы — таковых в регионе две. Стоимость их услуг варьируется от 500-600 рублей за одного рабочего из ближнего зарубежья до 2,5 тыс. рублей за специалистов из дальнего. 80-85% заказов, по словам директора Иркутской миграционной трудовой биржи (ИМТБ) Игоря Танзыбаева, приходится на строительные фирмы. В этом году через ИМБТ получили работу в Приангарье четыре тысячи жителей стран безвизового режима и около полутора тысяч из дальнего зарубежья. Но сейчас Приангарью требуется 15-18 тысяч только китайских специалистов, уверен Игорь Танзыбаев.

В разговоре с «Конкурентом» один из руководителей иркутских строительных компаний заметил, что местный строительный бизнес «давно и плотно «подсел» на китайцев, которые, пользуясь этим, перестали быть дешёвой рабочей силой». «Любые проблемы, связанные с получением разрешений на работу строителей из КНР, оказывают влияние на рынок», — констатировал он.

В это время 4,8 тыс. иностранцев, получивших разрешение на работу в Иркутской области в течение восьми месяцев этого года, не могут трудоустроиться. (Всего за таким разрешением обратилось 23 тыс. человек). «Дальнее зарубежье востребовано, ближнее, менее квалифицированное, — в стороне», — констатирует начальник УФМС России по Иркутской области Юрий Маркатюк.

В УФМС признают наличие жалоб работодателей на нехватку квалифицированного персонала из зарубежья. Одновременно говорят, что квота на иностранцев с 2005 г. увеличилась в 7 раз. По СФО Иркутская область занимает второе после Новосибирска место по миграционной нагрузке (за 8 месяцев этого года в регионе зарегистрировано более 83 тыс. иностранных граждан, это почти вполовину больше, чем в прошлом году). Юрий Маркатюк считает, что и разрешённого количества гастарбайтеров для Приангарья много. Уже прибывшим рабочим регион пока не может обеспечить достойного содержания. И более того, наш собеседник признался, что направил возражение в ФМС, прося сократить квоту на въезд в область иностранцам из стран визового режима до 6,5 тыс. человек. Но, к счастью иркутских работодателей, убедить в этом федеральных чиновников не смог.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры