издательская группа
Восточно-Сибирская правда

За расставаньем будет встреча

  • Автор: Юрий МАЙОРНИКОВ

Не сумев противостоять подступившей старости и незаметно подкравшейся тяжёлой болезни, он принял решение уйти из этой жизни, однажды утром сделав шаг из окна своей квартиры. Этим человеком был известный иркутский актёр и режиссёр Александр Николаевич Терентьев. Он оставил после себя добрую память, и сегодня, в год его столетия, хочется вспомнить одного из «могикан» иркутской сцены, вписавшего не одну яркую страницу в историю театральной России.

На могиле актёра стоит символичный памятник — открытая книга (потому что жизнь свою он прожил открыто, умел ярко и интересно общаться), на страницах которой следующая надпись: заслуженный артист РСФСР, лауреат Госпремии СССР Александр Николаевич Терентьев (1907 — 1978). Одна из страниц в этой книге называлась «Иркутский драматический театр», и она была поистине прекрасной…

У каждого из нас есть свои корни, истоки, малая родина. Для Александра Николаевича Терентьева таким местом был небольшой город Саратовской губернии Кузнецк, где 13 (по старому стилю — 26) августа 1907 года в мещанской семье Николая Григорьевича и Капитолины Львовны он появился на свет. Будучи глубоко верующими, родители отдают семилетнего Сашу учиться в церковно-приходскую школу, по окончании которой он поступает в Кузнецкое реальное училище, так называемую школу второй ступени.

Однажды в жизнь молодого человека вошёл, ворвался театр, её величество сцена, перед которой не смог устоять и Александр. Выбор был сделан осознанно — Саратовский государственный театральный техникум. С дипломом об окончании которого, ни разу не пожалев об однажды выбранном пути, он вступил на театральный Олимп, на котором было всё — и блестящие взлёты, и коварные падения; не было одного — звёздной болезни, напротив — искренность и доброта.

Города и театры менялись в его жизни быстро: в 1927 это был Воронеж, а уже через год — Кременчуг, Рязань, Севастополь. Четыре года Александр Николаевич работал в Москве, сначала в Центральном театре Красной Армии, а затем — в Современном театре, где он впервые пробует свои силы в режиссуре. И, как это ни странно звучит (обычно артист едет из провинции в Москву!), Терентьев из столицы приезжает работать в Иркутский областной театр. Это был первый приезд актёра в наш город и знакомство с ним. И, конечно, актёрские удачи — центральные роли в пьесах классического репертуара: Платон Кречет, Мурзавецкий («Волки и овцы»), Незнамов («Без вины виноватые»), Борис Годунов, Швандя («Любовь Яровая»), Селестен («Интервенция»), Нил («Мещане»), Сатин («На дне»), в двух последних спектаклях он был ещё и режиссёром. Но, проработав в Иркутске три года, он опять отправляется искать своё актёрское счастье в Днепропетровск, Красноярск, Ташкент, Андижан. И вновь Иркутск. Теперь уже пять лет в стенах драматического театра. Вновь большие удачи: генерал Брусилов, Гарри Смит («Русский вопрос»), Брэтт («Глубокие корни»), Яго («Отелло»), Протасов («Живой труп»). Великолепен был актёр в роли шекспировского Петруччо в «Укрощении строптивой». И снова — другие города: Курск и Тбилиси. Причём, проработав по одному сезону и в том, и в другом театре, он успел сыграть роли, о которых другие мечтают всю свою жизнь: Марк Волохов («Обрыв»), Овод, Миловидов («На бойком месте»), Телегин («Хождение по мукам»).

Его возвращения в Иркутске ждали. И его третий приезд в наш город стал окончательным. Актёрское мастерство Александра Николаевича получило высокую оценку не только огромной зрительской аудитории, но и правительства страны. Роль Демчинова в пьесе Павла Маляревского «Канун грозы» сделала его в 1952 году лауреатом Государственной премии СССР. А три года спустя он стал заслуженным артистом РСФСР.

Было бы несправедливо не рассказать о прекрасной супруге актёра Раисе Васильевне Курбатовой, с которой они прожили вместе более 35 лет. Она возглавляла литературную часть драматического театра, и многие пьесы 60-х появлялись на иркутской сцене благодаря её стараниям, в том числе и пьеса Александра Вампилова: именно ей принадлежит идея первой в Советском Союзе постановки знаменитого «Старшего сына» в ноябре 1969 года. Много времени и сил Раиса Васильевна отдавала руководимому ею драмкружку медицинского института. До сих пор, спустя полвека, в памяти иркутян старшего поколения остаётся легендарная постановка оперы «Евгений Онегин» силами мединститута в сопровождении филармонического оркестра на сцене драмтеатра.

В 60-70-х Александр Николаевич исполняет роли инженера Забелина в «Кремлёвских курантах», Брауна в «Трёхгрошовой опере», Пеппино в спектакле «Суббота, воскресенье, понедельник» — все эти характеры были разными, не похожими друг на друга по темпераменту и сыграны на сцене с присущим артисту блеском. Из режиссёрских удач Терентьева выделялись «Кредит у нибелунгов», «Сверчок», «От щедрости сердца», «Обыкновенная история» и «Варшавская мелодия» — спектакли, ставшие легендами иркутской драматической сцены, шедшие по нескольку лет.

В гостеприимном доме Терентьевых находилось место всем: и артистам, и режиссёрам, и художникам, и известным врачам. Особой страстью в жизни Александра Николаевича была рыбалка. О ней он мог говорить часами. Уменьшившиеся с годами выходы на сцену компенсировала работа в мединститутском драмкружке. Но скоро не стало и её. Всё это очень тяжело переживал Александр Николаевич. Трагедия произошла в марте 1978. Провожать мастера в последний путь пришло полгорода.

Александр Николаевич стал легендой ещё при жизни, он остался в памяти иркутян темпераментным и бескомпромиссным, красивым и талантливым, настоящим актёром той школы, которой давно уже нет, как говорят теперь, «актёром старой формации», русским интеллигентом, безумно преданным и искренне любящим театр. Театр, который создавали великие мастера, и к ним с полным правом относится Александр Терентьев.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры