Авторитетное решение
Верховный суд оставил Михаила Скрипника за решёткой на 23 года
Во вторник Верховный суд России оставил без изменений приговор Иркутского областного суда по делу Михаила Скрипника и членов руководимой им банды. Адвокаты авторитетного бизнесмена добивались смягчения наказания для своего подопечного, осуждённого в декабре 2006 года к 23 годам лишения свободы в колонии строгого режима. 25 сентября в громком процессе поставлена точка.
Михаил Скрипник, контролировавший крупные предприятия региона, обвинялся в создании и руководстве организованным преступным сообществом, названным братским по месту проживания его членов. Кроме того, Скрипнику и его подельникам вменялось в составе банды множество тяжких и особо тяжких преступлений.
Самое громкое из них — расстрел 14 декабря 2002 года в центре Иркутска, возле Дворца спорта, бывшего положенца города Павла Киселёва по кличке Кисель и семерых его спутников. Некоторые из них оказались в машине приговорённого к смерти совершенно случайно. Молоденькая продавщица из магазина «Вояж» попросила постоянных покупателей подбросить её к подруге за забытыми накануне перчатками. 15-летний подросток — сын убитого ранее вора в законе Соломы (Владимира Соломинского. — «Конкурент») — выбирал в том же торговом центре кроссовки, и Кисель с женой просто прихватили его с собой. Трое сотрудников охранного агентства «Гром», сопровождавшие криминального авторитета, не смогли его спасти: они были также убиты автоматной очередью. Криминалисты насчитали 41 выстрел: боевики Баженов и Захарин палили по кортежу своей жертвы с двух сторон.
Убийство бывшего положенца Иркутска было связано с переделом сфер криминального влияния: на его место метил «авторитет» Вячеслав Гамерник, занимавший в братском преступном сообществе высокое положение.
Гамере, действительно, удалось с помощью «торпед» Скрипника подняться ещё на одну ступеньку криминальной карьеры. Только продержался он на этой «высоте» недолго: через полгода был застрелен в Москве.
С именем того же Вячеслава Гамерника связано ещё одно резонансное преступление, инкриминируемое банде Скрипника. 5 сентября 2003 года в микрорайоне Солнечном областного центра был расстрелян из автоматов автомобиль Тойота-Марк 2. Это случилось опять же в людном месте, возле троллейбусной остановки, посреди белого дня. И жертвой преступления стал совсем не тот человек, в которого метили бандитские пули. От многочисленных огнестрельных ранений скончался водитель Максим Телущенко, а его босс Алексей Бердуто, лидер ангарской преступной группировки «Пожарники» (местом их сбора служил спортзал пожарной части), не получил ни одной царапины.
Хотя именно Бердуто был «приговорён» к смертной казни — Скрипник подозревал его в убийстве своего друга и соратника. Ангарский «авторитет» был телохранителем Гамеры и находился в Москве, когда того застрелили. Уверения «пожарника», будто он ездил в столицу по личным делам и случайно оказался в одной гостинице со своим шефом, став свидетелем его смерти, Скрипника не убедили.
Заказ на убийство предателя исполняло звено киллеров, как назвало следствие боевиков Антонова и Александрова. Из двух своих автоматов они выпустили 21 пулю, но ни одна из них не попала в цель. Алексей Бердуто, живой и невредимый, сегодня ожидает приговора областного суда — его обвиняют в организации преступного сообщества, бандитизме и множестве убийств.
Ещё одно жестокое преступление — вымогательство крупной суммы денег у предпринимателя Светлова, обезглавленный труп которого обнаружен в лесном массиве по Голоустненскому тракту, объяснить можно лишь нечеловеческой жадностью «братских». 50-летнего бизнесмена попросили свести одного из банкиров со своим американским партнёром. Банкир, оказавшийся другом вора в законе, остался недоволен полученной прибылью — он надеялся, что сумма будет на 300 тысяч долларов больше. Тогда Скрипник, блюститель интересов коронованного вора, поставил Светлова на счётчик, потребовав уплаты уже полутора миллионов баксов. Перед тем как ни в чём не повинного посредника расчленили, он сумел найти лишь половину назначенной суммы. Позже выяснилось, что супруга вора в законе купила на эти деньги мебель и отремонтировала особняк за границей.
Всего по уголовному делу, которое составило 63 тома, проходили 22 потерпевших и более 100 свидетелей. Вещественными доказательствами на суде стали брошенные на местах преступлений «стволы» и автомобили, изъятые радиостанции, милицейская форма, наручники, прибор ночного видения и боеприпасы. Расследование, проводившееся прокуратурой Иркутской области, находилось на контроле Генеральной.
Судья областного суда Вячеслав Поправко не усмотрел в деле ярко выраженных признаков организованного преступного сообщества и оправдал Скрипника и его боевиков по главной, 210-й статье УК РФ. Формирование, в составе которого совершались громкие преступления, суд признал обыкновенной бандой. Однако, несмотря на это, матёрые преступники получили большие сроки наказания. Михаил Скрипник за создание и руководство бандой, умышленное убийство, вымогательство и грабёж приговорён к 23 годам лишения свободы в колонии строгого режима. Михаилу Захарину, участвовавшему в убийстве девяти человек, назначено пожизненное заключение. Другие члены группировки изолированы на сроки от 7 лет до 21 года. После приговора, оглашённого в конце декабря 2006 года, адвокаты осуждённых подали кассационные жалобы в вышестоящую инстанцию, но безрезультатно.