Козак вне конкуренции
Иркутским чиновникам он нравится больше других новых министров
Неделя прошла под знаком изменений в российском правительстве. Помимо кадровых перестановок, в результате которых кресло главы МЭРТ досталось Эльвире Набиуллиной, Минздравсоцразвития — Татьяне Голиковой, Минрегиона — Дмитрию Козаку, в кабинете министров произошли и структурные изменения. Реформа правительства сделала Министерство регионального развития одним из самых влиятельных. Минрегион забрал часть полномочий у Минэкономразвития и Минфина: к нему отошло распоряжение инвестфондом и федеральными программами, ведомство будет разрабатывать и согласовывать методику выделения бюджетных денег регионам и муниципалитетам. И наконец, в ведении Минрегиона будет и Фонд развития ЖКХ.
Сможет ли реформа в правительстве повлиять на реализацию крупных проектов, в числе которых иркутская агломерация, и какого рода риски возникают у региональных властей в связи с усилением Минрегиона, выясняли наши корреспонденты ЮЛИЯ СЕРГЕЕВА И ЕЛЕНА ДАВЫДОВА.
Политолог из Новосибирска Алексей Мазур, хорошо знакомый с ситуацией в Иркутской области, существенных осложнений не предвидит: «Может возникнуть на некоторое время аппаратная неразбериха, когда дела будут передаваться из одного ведомства в другое». Хотя он не исключает, что Дмитрий Козак захочет внести некоторые коррективы в принятые программы. Но эти «риски» не сильно превышают те, которые существуют в российской бюрократической системе повседневно. «Насколько я понимаю, речь идёт не о сокращении региональных проектов, а об увеличении их числа», — резюмировал он.
Дмитрий Козак — хозяин кресла ключевого министерства в новом правительстве — понравился экспертам «Конкурента», ещё ничего не успев сделать для региона. Никто из наших собеседников, за исключением главного федерального инспектора по Иркутской области и УОБАО, секретаря политсовета ИРО «Единая Россия» Константина Зайцева, не смог похвастать с ним личным знакомством. Хотя в Иркутске министр бывал ещё в статусе замруководителя администрации Президента РФ. В 2002 году Козак принимал участие в работе Байкальского экономического форума.
С Дмитрием Козаком Константин Зайцев познакомился ещё в свою бытность депутатом Государственной Думы. «Профессионал высокого уровня, — охарактеризовал он нынешнего главу Минрегиона. — Я считаю правильным назначение Дмитрия Козака на эту должность». Кстати, главный федеральный инспектор знаком и с Татьяной Голиковой. Характеристики в её адрес такие же лестные: «Думаю, с её приходом финансовая дисциплина в ведомстве улучшится».
Депутат Законодательного собрания Иркутской области Юрий Фалейчик считает перераспределение полномочий в пользу Минрегиона «интересным и правильным», другой вопрос, надолго ли оно — только до президентских выборов или на больший срок? По его словам, наделить ведомство, которое сейчас возглавил Дмитрий Козак, большими полномочиями предполагалось ранее, однако «Яковлев не сумел их поднять». В целом усиление Минрегиона скорее выгодно для реализации крупных проектов. Рисков для региональных властей парламентарий в министерской рокировке не усмотрел: «Мы мало имеем от федеральных властей, нам нечего терять, кроме цепей».
Идеолог агломерации, президент Фонда регионального развития Иркутской области, депутат Законодательного собрания Алексей Козьмин ограничился кратким комментарием: «Изменения в правительстве могут повлиять на реализацию региональных проектов. Появились и ещё появятся новые люди, и нам придётся вводить их в содержание наших проектов». Хотя кардинально ничего не изменится, уверен наш собеседник. Потому что проект развития агломерации получил поддержку на самом высоком уровне, подчеркнул он.
Ряд наблюдателей полагают, что перераспределение полномочий между министерствами «снизит» аппаратный вес некоторых вице-губернаторов. Это, в частности, относится к Сергею Воронову, который «позиционировался человеком со связями в Минфине и Минэкономразвития». Хотя политолог Олег Воронин не видит причин для ослабления позиций местных чиновников из-за перестановок в правительстве. «Что касается связей Сергея Воронова, могу сказать только одно — в структуре нынешней администрации ни один чиновник не сделал себе столь блестящего самопиара». Сам Воронов в беседе с корреспондентом «Конкурента» был в обычном для себя оптимистичном настрое. «Проекты Иркутской области готовятся институтом «Северо-Запад» и Институтом проблем урбанизации. Они активно сотрудничают с Министерством регионального развития, и с приходом Козака их позиции только усилятся», — заявил он.
В связи со сменой персоналий в правительстве иркутские чиновники не исключают также замены первых лиц в федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами, имеющем ключевое влияние на развитие ОЭЗ на Байкале. Сегодня, как утверждает один из источников «Конкурента» в администрации области, успешность продвижения этого проекта «упирается в руководство агентства, которое ищет лёгких путей». «Поэтому иркутская и бурятская ОЭЗ были отодвинуты на второй план из-за конфликта с законодательством об охране озера, вместо того чтобы ускорить принятие изменений в перечень видов деятельности в центральной охраняемой зоне», — сказал наш собеседник.
Между тем Олег Воронин также обращает внимание на тему кадровой политики, но уже в администрации области. Он полагает, что с приходом «ближайшего сподвижника Путина, сильного юриста Козака» министерство, как и регионы, только выиграет. «Очевидно, что с местных чиновников станут спрашивать более жёстко, возможно, и за кадровую чехарду», — считает политолог.