издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Земля отвечает добром

Удачный год для иркутского хлебороба

  • Автор: Геннадий ПРУЦКОВ, «Восточно-Сибирская правда»

— Зерно нынче на редкость сухое, — говорит директор обособленного подразделения «Харикское» Нина Бродягина. – Его влажность 11-12 процентов. Поэтому всё убираем напрямую, даже овсы.

Массив, где вместе с Ниной Александровной наблюдали за жатвой, имел символическое название — «Солнцепёк». Там и в самом деле пекло, и никакого дуновения ветерка. Подумалось тогда: не последний ли это жаркий вздох бабьего лета? И в самом деле, ближе к ночи местами разыгралась гроза, а на следующий день посвежело и температура упала. Впрочем, сама Нина Александровна, как сибирская крестьянка, иллюзий по поводу погоды не питает. Она не может добрым словом не отметить сделанное коллективом:

— Такую махину свалили! Теперь крохи остались. Нам бы ещё дня три, чтобы также сухо было.

«Махина» — это свыше пяти тысяч гектаров колосовых, «крохи» — 300 гектаров. Жатву хозяйство начало 3 августа. За неделю весь ячмень убрали. Потом дней семь не выезжали на свои поля – ждали, когда пшеница подойдёт, получше нальётся да колос суше станет. Может быть, и рисковали. Но на кону стояло слишком многое. Раздельная уборка – это двойные расходы. И она тоже абсолютной уверенности в успехе не сулила. Потом взялись за работу.

– В девять начинали, в двенадцать ночи заканчивали, — отмечает Бродягина. – Система оплаты и поощрений такова, что подгонять комбайнёров не приходилось.

Моя собеседница — бывший главный экономист совхоза «Харикский» Куйтунского района. Пришла на предприятие тогда, когда аграрная отрасль района стремительно катилась вниз. Но в это же время началось формирование агрохолдинга «Саянский бройлер». Объединяли усилия дорожно-строительная компания «Труд» и Восточно-Сибирская птицефабрика. Главное управление сельского хозяйства (ГУСХ), озабоченное тем, что всё больше земель у нас забрасывается, стало стимулировать увеличение пашни. В дальнейшем предлагается заключить тройственный договор между областью (в лице ГУСХ), ЗАО «Труд» и птицефабрикой. Каждая сторона при этом брала на себя обязательства. Птицеводы, например, за два года должны были увеличить производство мяса втрое, а область давала около 23 миллионов рублей на решение технических задач, развитие растениеводства и животноводства. У ЗАО «Труд» были свои обязательства, среди которых преобразование ЗАО «Восточно-Сибирская птицефабрика» в интеграционное объединение «Саянский бройлер». Птицеводы, кроме всего прочего, в соответствии с этим соглашением должны свои прибыли и доходы не проедать, а вкладывать в развитие производства, укрепление материально-технической базы.

И вот когда шло формирование «Сибирского бройлера», то, по словам коллег-директоров, Нина Александровна Бродягина сделала всё, чтобы попасть в новое крупное объединение. Тем и спасла своё хозяйство. Теперь «Харикский» является обособленным подразделением (ОП), которое входит в ООО «Сибирский бройлер».

Но вернёмся на поле. Интересуюсь у директора урожайностью, а в ответ: «Знаете, ещё старики говорили: не хвались хлебом, покуда он не в амбаре». Говорю о том, какие хорошие урожаи в СХОАО «Белореченское», в «Петровском», мол, по 35-36 центнеров на круг выходит. Не выдерживает Нина Александровна: «У нас тоже не хуже урожай».

В прошлом году хозяйство завезло из Улан-Удэ 60 тонн семян нового сорта Бурятская остистая. Но тот сельскохозяйственный год оказался очень сложным по погодным условиям. Весна поздняя и холодная, осенью дожди и снег. Поэтому не порадовала новинка. Всего лишь 300 тонн зерна получили. Неудача не сломила земледельцев. В зимнюю пору серьёзно взялись за изучение особенностей семян, и этой весной применялась уже сортовая агротехника. Кстати, из-за высокого абсолютного веса семян норма высева этой пшеницы необычно высокая — 3,2 центнера. Сеяли по парам. Внесли стартовую дозу удобрений – 40 килограммов. И вот результат. Два поля дали по 46 центнеров. А в среднем на круг шло по 35-37 центнеров. «Круг» – это почти тысяча гектаров.

— Выработка на комбайн марки «Дон» во время обмолота Бурятской остистой была очень высокой, до 110-120 тонн зерна на машину приходилось, — вспоминает Бродягина. – А в целом по хозяйству в лучшие дни до 900-1000 тонн намолот доходил.

Рекордные показатели. Скажи старикам-комбайнёрам – не поверят. Но они достигнуты благодаря высокой урожайности. Кстати, и в «Белореченском» несколько лучших полей дали по 48 центнеров зерна с гектара. Так что Нина Александровна нисколько не хвасталась, заявляя о том, что и у них урожай не хуже.

Правда, на Бурятскую остистую не может претендовать ни один хлебозавод. Содержание клейковины в ней низкое. Она является фуражной пшеницей и наиболее приемлема для птицы. Как рассказывал мне потом генеральный директор СХОАО «Белореченское» Гавриил Степанович Франтенко, промышленное птицеводство испытывает острую потребность в некоторых незаменимых аминокислотах, в частности в лизине. Восполняется она лишь благодаря производству синтетических аминокислот. У нас в стране микробиологическая промышленность с подачи любителей экологии была разрушена в первые же годы рыночных реформ. Перед селекционерами уже поставлена задача создать сорта пшеницы с хорошим содержанием этих незаменимых аминокислот.

Впрочем, в «Харикском» не забывают и про хлеб насущный. Этой весной здесь посеяли пшеницу 122-й линии. Это не сорт, а ещё не законченное творение тулунских селекционеров.

– Тоже остистая. Когда молотили, то все комбайнёры и те, кто рядом с ними находились, были в муке. Клейковины в ней – процентов под сорок, — рассказывает Бродягина. — На следующий год собираюсь гектаров сто посеять. Бурятская остистая 1300 гектаров займёт.

Оба сорта, как выражается Нина Александровна, балованные. Они требуют влаги и тепла, солнца и удобрений. Увлекаться ими рискованно.

– А вот Ирень – наш сибирский сорт. Ему – наибольшие площади. Вместе с тем собираюсь в следующем году попробовать сорта новосибирской селекции – Новосибирская 29 и 15.

Мы беседовали, а комбайны шли и шли, останавливаясь лишь для того, чтобы выгрузить зерно. На верху массива попросили механизаторов всё-таки остановиться.

Прямо на поле одному из комбайнёров вручила премию заместитель генерального директора по социальным вопросам и председатель профкома Марина Николаевна Ляпина. Здесь, оказывается, за лучший ежедневный намолот выдаётся премия в 500 рублей. Если ты в течение пяти дней больше всех намолотил – то, пожалуйста, 2500 рублей. Профком подводит и ежедекадные итоги. Передовикам премия в 300 рублей.

– Погода нынче на загляденье, — отмечает Нина Александровна. – Только посеяли – дожди пошли. У нас ещё с осени хорошая влагозарядка была. Да, июль выдался жарким, сухим, в августе тоже пекло. Но растения к тому времени укоренились, хорошо закрыли почву, что уменьшило испарение. Вот и уборке ненастье не мешает, иначе бы потерь в 10-20 процентов не избежать, и тогда такого урожая не получили бы.

Добавлю, что вся пшеница посеяна по парам, везде вносились удобрения, хотя дозы их незначительными были, не превышали 60 килограммов на гектар. Проводилась химпрополка, и потому посевы были чистыми.

В состав ОП «Харикское» наряду с бывшим одноимённым совхозом входит и бывший совхоз «Лермонтовский». Последний вообще воскрес из мёртвых. Был он когда-то прекрасно оснащённым хозяйством, имел отменные кадры. А потом рухнул. И вот руководство «Саянского бройлера» во главе с генеральным директором Сергеем Константиновичем Ерёменко и специалисты ОП «Харикское» несколько лет мучились с ним, когда ставили на ноги. До предела запущенные поля в июне ярко зеленели от пырея, а в июле сплошь белые шапки осота покрывали многие массивы. Нынче как будто подчистили многие массивы, и теперь за заботу о себе земля сполна одаривает хлебороба урожаем.

Фото автора

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры