Музыкальный калейдоскоп
Открытие четырнадцатого областного фестиваля «Дни русской духовности и культуры «Сияние России», состоявшееся в минувшее воскресенье, поставило иркутских ценителей музыкального искусства перед непростым выбором: фестиваль диаконского искусства и колокольного звона в театре им. Загурского и единственный концерт одного из лучших русских басов, солиста Большого театра Юрия Матюхина в областной филармонии начались одновременно. Подумав немного, я всё же выбрала филармонию и, думаю, не прогадала.
Богатство музыкальных стилей, жанров, выступление в рамках «Сияния России» интереснейших музыкальных коллективов и солистов – давняя филармоническая традиция. Не изменили здесь ей и сегодня. По словам директора и художественного руководителя Иркутской областной филармонии Марины Токарской, концерты нынешнего фестиваля – это настоящий калейдоскоп музыкальных программ, как говорится, для самой разной аудитории. Органными секретами поделится с малышами органистка Яна Юденкова, здесь же, в органном зале филармонии, состоятся концерты иркутских композиторов и пианистов, певица Татьяна Ларина (сопрано) исполнит вокальный цикл Дэчибала Григоруцэ на стихи Ольги Токарской «Первая любовь». В большом филармоническом зале состоятся концерты уже знакомого иркутянам хора Свято-Данилова монастыря под управлением Георгия Сапронова и позже – корейской исполнительницы Ми Джон на национальном инструменте аджине, прозвучит Пятая симфония Чайковского и много другой замечательной русской и зарубежной музыки.
Воскресный концерт победителя 1-го Международного конкурса певцов им. Шаляпина и конкурса вокалистов им. Глинки Юрия Матюхина подтвердил: оперное искусство хотя и редкий гость в Иркутске, но тем более любимо и популярно. Певец, по его словам, исполнил оперные шлягеры. В самом деле, Песня варяжского гостя из оперы «Садко» Римского-Корсакова и ария Мельника из «Русалки» Даргомыжского продемонстрировали не только необыкновенно мощный, яркий голос певца, но и умение мгновенно перевоплотиться в тот или иной образ, используя нетрафаретные, оригинальные художественные приёмы.
— Это у меня от богатой концертной практики в молодости, – рассказал Игорь Валентинович. – И ещё от зарубежных гастролей, конечно. Бубнить одним звуком разных героев сегодня уже нельзя, нигде в мире такое не пройдёт. Сейчас всем нужен образ.
В иркутском концерте певец исполнил также сложнейшие оперные фрагменты – арию короля Филиппа («Дон Карлос» Верди) и каватину Алеко из одноимённой оперы Рахманинова.
— Меня удивило, – сказал певец, – что иркутская публика оценила моего Филлипа, мощную, глубоко психологическую музыку. Она сложна для восприятия, и её редко исполняют в концертах.
Знатоки итальянского, наверное, отметили отличное произношение певца – арию короля Филиппа, как и знаменитую «Клевету» (арию дона Базилио из «Севильского цирюльника» Россини) Матюхин пел на языке оригинала. Концертирующий в Европе и Америке не один десяток лет, артист хорошо знает четыре(!) европейских языка. Незадолго до иркутского концерта, например, он вернулся из Италии, где в знаменитом оперном театре La Scala пел партию Старого каторжанина в «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича. Этот кровавый сюжет и гениальная музыка Шостаковича страшно популярны у итальянцев. Билеты они раскупают за два месяца до начала спектакля, хотя цена их немалая. На рядовой спектакль, например, в среднем 300 евро, а если это открытие сезона — до 2000 евро. Дамы в бриллиантах, мужчины в смокингах – традиция.
Уникальному российскому басу аккомпанировал в филармонии Иркутский губернаторский симфонический оркестр (дирижёр Николай Сильвестров). Тонкое понимание исполняемой музыки, мягкость, тактичность, какая-то особая интеллигентность, свойственная творческой манере этого дирижёра, помогли создать прекрасный ансамбль. Открытие «Сияния России» в Иркутской филармонии стало прекрасным подарком всем поклонникам оперной и симфонической музыки.