Испытание Сибирью
Приживутся ли в Приангарье западные сельхозтехнологии?
- Завтра улетаю в Нидерланды. Буду заключать договор на строительство молочного комплекса на три тысячи коров, - говорил по телефону генеральный директор ООО «Иркутское» Виталий Петрович Дудняк. – С местом строительства уже определились.
Незадолго до этого разговора состоялась поездка в хозяйство Дудняка. Нашу делегацию возглавлял заместитель главы областной администрации Сергей Остроумов. Он провёл в тех краях детские годы и поэтому по дороге в хозяйство был своеобразным экскурсоводом. Но когда попали в Подъяр, одно из отделений хозяйства, то гидом стал уже хозяин, Виталий Петрович. А показать генеральному было что.
Виталий Петрович хорошо чувствует рынок, хотя не имеет аграрного образования. А хозяйство ему досталось знатное. Это бывший совхоз «Иркутский», один из старейших в Сибири, созданный в конце 20-х годов. В 60-е он имел десятки тысяч гектаров зерновых, свыше сотни тракторов. Были у совхоза взлёты, когда директорствовал опытнейший В.И. Зубун, и скольжение вниз. Теперь спад прекратился, началось медленное восхождение.
— Доим по 13,4 килограмма молока на корову, — рассказывал во время поездки по хозяйству Дудняк. – Сколько год назад было? Стыдно говорить — шесть литров.
Если учесть, что стадо здесь приличное по современным меркам, в 860 коров, то можно представить объёмы прироста молочного производства. Как удалось такое неаграрнику Дудняку? Оказывается, здесь безжалостно выбраковывали старых, малоудойных коровёнок и продолжают этим делом заниматься. Можно предположить, что благодаря сокращению стада оставшимся достаётся больше кормов. Увы. Если это и повлияло, то не столь сильно. Что ещё помогло? Если скажу, что здесь «основательно взялись за укрепление трудовой и технологической дисциплины», то эта избитая фраза мало что объяснит. Другое дело конкретные факты. Например, организовали учёбу животноводов. Каждую субботу и воскресенье сюда приезжают областные специалисты, учёные. Как можно догадаться, они занимаются не только теорией. Они учат доярок, как доить коров, скотников, как ухаживать за ними. Все коровёнки пробиркованы. Установлен индивидуальный рацион кормления. Речь идёт о дозах концентратов, премиксов, соевых шротов.
Поддерживается жёсткая дисциплина. Закурил на рабочем месте? Извини, из зарплаты удержим определённую долю. Материшься — опять вычет. Как наказывают выпивох, не знаю. Мне и те два направления борьбы за культуру о многом говорят.
По национальному проекту «Развитие АПК» «Иркутское» смогло получить приличный кредит в Сбербанке – 126 миллионов рублей – на создание двух молочно-товарных комплексов на тысячу коров и телятника. Нам показали один из таких корпусов. Выбеленный снаружи, чистый изнутри, он был ещё в стадии подготовки.
Монтировалось современное доильное оборудование, установки для первичной обработки молока. Всё импортное. Даже двери в корпусе не какие-нибудь деревянные, из лиственницы или сосны, а лёгкие, пластиковые, окрашенные в коричневый цвет, точь-в-точь такие, как в современных офисах.
Но это внешнее, привлекательное, а вот то, что сюда уже должны завезти тысячу тёлок или нетелей из Голландии, такое известие, признаться, и обрадовало, и царапнуло. Пускай даже высокопродуктивных, способных дать за год 6,5 тысячи килограммов молока привезут сюда и, тем не менее…
ООО «Иркутское», как известно, не единственное предприятие, которое за счёт чужого племенного скота намерено значительно поднять производство молока. Причина до обидного банальна. Как заявил не столь давно заместитель министра сельского хозяйства РФ А. Козлов в Новосибирске, «племенного поголовья в стране нет. Придётся покупать племенной скот за рубежом, всего около 130 тысяч голов молочного скота и свиней по России». Ситуация и в самом деле аховая.
С целью реализации задач, поставленных национальным агропроектом, по линии «Росагролизинга» на ноябрь 2006 года было закуплено почти 52,7 тысячи племенных животных. 50% закупленного поголовья – это районированный отечественный скот. Остальное ввозилось из Германии, Голландии, Франции, Австрии, Дании и Австралии. Стоимость одной импортной тёлки примерно втрое дороже нашей племенной. Но на это словно и внимания не обращают. Так, нынешней осенью в Новороссийск «приплыли» нетели и бычки из Франции; в Калининград самые различные породы скота из Германии доставляются; в Дальневосточный федеральный округ морем-океаном везут племенной молодняк из Австралии. А в Якутию самолётом более полутора сотен нетелей из Австрии прилетели.
Спрашивается, куда же наши собственные отменные коровёнки подевались? Ведь были у нас до начала реформ прекрасные чёрно-пёстрые, холмогорские, ярославские, костромские, симментальские и другие породы. Где они? Где могучие овцы-мериносы, отменные хряки, плодовитые свиноматки? И что делать тому же Виталию Петровичу Дудняку, если в пределах Приангарья нет и десяти хозяйств, имеющих высокопродуктивный скот, если в области всего четыре племенных предприятия?
Уже второй год реализуется национальный проект «Развитие АПК» в части животноводства. К сожалению, по-прежнему уменьшается поголовье скота, а резкого скачка продуктивности его пока нет. В связи с этим меня в числе прочих вопросов беспокоит один, и очень серьёзный. С того ли конца мы подходим к решению проблемы повышения эффективности отрасли? Раньше любая доярка, любой скотник на вопрос, что надо сделать, дабы коровы давали больше молока, давали один ответ. Нужны корма качеством выше, количеством побольше. И потому слова «О кормах, как о хлебе!» были одним из важнейших принципов, которыми они руководствовались.
К чести специалистов ООО «Иркутское» – они стремятся создать солидную кормовую базу для молодого пополнения фермы. Выращен хороший урожай кукурузы, которая возделывалась почти на 400 гектарах. Много ценной зелёной массы дала и четырёхкомпонентная – горох-овёс-пшеница-ячмень — смесь. Больше того, здесь смело пошли на внедрение новой необычной технологии приготовления и хранения кормов.
— Будучи в Москве на выставке, я увидел, как можно иначе, почти без потерь заготавливать корма, используя рукава из очень прочного полиэтилена, — рассказывал Виталий Петрович уже на территории фермы в Подъяре. – Эту технологию придумали немцы. Она применяется у нас на Алтае, на Дальнем Востоке и в Подмосковье. Я получил обстоятельные консультации от специалистов фирмы «Аг Баг». И вот решили попробовать эту технологию у себя.
На Подъярском отделении нам удалось познакомиться с необычной технологией. Беседовали со специалистами, а в это время самосвал за самосвалом подъезжали к корпусам фермы, сбрасывали зелёную массу кукурузы в приёмный бункер-уплотнитель, и она в считанные минуты поступала в полиэтиленовый рукав. Там под давлением прессовалась. Эта новая (для нас) технология привлекает тем, что в отличие от традиционных способов силосования и сенажирования значительно сокращает энергозатраты. Не надо держать круглые сутки тяжёлый трактор на траншее или кургане и трамбовать массу. Рукава можно «распустить» буквально под боком у фермы, что сокращает затраты на перевозку. Если в траншею заносятся земля, грязь колёсами автомашин, тракторов, то здесь это исключено. В траншеях, и особенно при складировании зелёной массы бурты, теряется немалая часть урожая от угара, в полиэтиленовых рукавах этого почти нет. Здесь же за счёт моментальной закладки зелёной массы, высокого уплотнения кормов, оптимального режима брожения понижаются потери, повышаются качественные показатели силоса или сенажа.
Кстати, длина рукава, изготовленного из очень прочного полиэтилена, превышает 70 метров, и вмещает он в себя в среднем 250 тонн зелёной массы. В нём можно хранить также зерно расплющенное, жом сахарной свёклы и т.д. Новинка родилась в Германии. Ещё в 1972 году она нашла там применение. Сейчас все развитые страны используют эту технологию. Нам, коли государство забыло о своей аграрной науке, грех не изучить этот опыт. Правда, у сибиряков могут быть вопросы. Главный из них: какая масса будет извлекаться из шланга-рукава после жесточайших зим? Да, технология нашла применение в Финляндии, где зимой иногда тоже крепкие морозы бывают. Но Сибирь есть Сибирь.
Дудняк от этих вопросов не уходит, сам себе их задаёт. Тем не менее новинку стал решительно внедрять. В 26 рукавов-шлангов заложены измельчённая кукуруза, четырёхкомпонентная смесь. На заметку взяты различные параметры приготовления сочных кормов традиционным способом и вот таким необычным, чтобы по весне или зимой можно было сравнить, какой корм лучше, дешевле и т.д. Конечно, последнее слово тут за бурёнкой. Как она отреагирует на новшество: увеличением надоев или снижением? В России же при всём том есть осторожные сторонники этой технологии и противники. Главная причина неприязни – не самая дешёвая она.
Ряд специалистов считают, что для крупных ферм выгоднее иметь траншеи для силосования. Другие утверждают, что строительство новых траншей – занятие дорогое. Одна бетонная плита стоит столько, сколько один рукав-шланг. Опять-таки высокое качество корма, полученного по новой технологии, позволяет получить очень качественное молоко. А это деньги, и немалые. И нам остаётся только пожелать, чтобы новейшая технология выдержала суровое испытание Сибирью и принесла солидные прибыли самому хозяйству.