Прецедента не будет
Депутаты не хотят создавать Шелеховский городской округ
Третий по счёту законопроект о создании Шелеховского городского округа рекомендован к отклонению. Власти придерживаются старой политики: не допустить на территории региона прецедента объединения поселений, а значит, и поворота муниципальной реформы вспять. А люди голосуют «ногами» — до окончания регистрации кандидатов на местные выборы осталось 10 дней, в Думы нужно набрать не менее 3,2 тыс. человек, а пришли в избиркомы всего 277. Не исключено, что в ноябре Заксобрание поднимет вопрос, нужна ли области муниципальная реформа, заявил на этой неделе спикер ЗС Виктор Круглов.
Голосование по типу референдума об объединении Шелехова и Шелеховского района в городской округ состоялось 11 марта. После чего были созданы три законопроекта, которые должны были легализовать процедуру создания городского округа. Один не дошёл до рассмотрения на сессии, второй дошёл, но был отклонён в июне, третий рекомендован к отклонению на этой неделе.
Неверный посыл
Шелеховские власти 8 октября явились на комитет ЗС по госстроительству в бодром расположении духа. За спиной – прецедент Белгородской области, где в сентябре появились два новых городских округа. В папках – новоиспечённый закон о создании собственного. На этот раз решили не изобретать велосипед и сделали «кальку» с федеральных конституционных законов (ФКЗ) об образовании новых субъектов. За что и поплатились.
Юрист правового управления ЗС Людмила Резниченко ситуацию обрисовала довольно жёстко: «Законопроект ещё хуже двух предыдущих». По мнению юристов, в нём нет главного – даты образования нового муниципалитета. Зато появилась осторожная формулировка: «с момента образования городского округа». От этой тайной даты отсчитывается новая жизнь муниципалитетов – они становятся «административно-территориальными» единицами округа, а их главы – замами руководителя «исполнительно-распорядительного» органа власти. С этого же момента и до выборов Думы, а также создания органа власти объявляется переходный период. Он должен завершиться не позднее 31 марта 2009 года (выборы нового парламента – не позднее 1 ноября 2008 года). Бюджет округа принимается, как и бюджет объединённого субъекта на 2008 год, – «на основании соглашения» между Думами.
Специалист правового управления обладминистрации Пётр Сазонов назвал закон «сырым». «Переносить нормы ФКЗ на структуру муниципальной власти – абсолютно неверный посыл», – считает правовед. По его мнению, от этого весь закон «сыплется». Бюджет на основе соглашения между Думами поселений принимать нельзя, потому что это противоречит законам о муниципальной политике. Нельзя и образовать «административно-территориальные единицы» (этот термин уместен в случае, если речь идёт о субъекте федерации).
По мнению юристов, непонятно, что делать с мэрами и депутатами поселений, входящих в Шелеховский район, которые будут избраны 2 декабря. Они имеют право не покидать своих кресел до 2012 года. Но в случае принятия закона о создании округа они должны будут уйти в 2008-2009 гг. Впрочем, юристы весь свой список претензий к закону называют «мелочами» по сравнению с основной проблемой – по-прежнему нет генерального плана Шелеховского округа.
Догадка Болотова
«Зарубать» закон далее нет смысла, уверены авторы. В сентябре в Белгородской области в городские округа объединились Старый Оскол и Старооскольский район, Губкин и Губкинский район. Причём впервые идея объединения в том же Губкине зазвучала в мае 2007 г., и менее чем через 4 месяца муниципалитет уже имел статус округа. Никаких протестов прокуратуры не последовало. Впрочем, как сообщил «Конкуренту» источник в «сером доме», есть информация, что несколько депутатов Белгородской областной Думы попытаются оспорить объединение в Верховном суде.
А вот мэр Шелехова Руслан Болотов уверен, что этого не случится. «Белгородцы уже доказали, что 131-й закон позволяет объединение», – заявил он. Однако Людмила Резниченко отметила: параллельно с принятием закона в Старом Осколе прошли публичные слушания по ген-плану. А вот там, где такого плана не было (в Домодедово), Верховный суд тут же отменил решение местной Думы. У Шелехова пока только картографическое описание границ, что не имеет юридической силы. «У меня создаётся ощущение, что каждый следующий закон будет ещё хуже предыдущего и у депутатов просто нет желания его принимать», – заявил Руслан Болотов. Шелеховская делегация покинула заседание комитета, не дожидаясь его официального решения. Догадка Руслана Болотова была верна – парламентарии рекомендовали сессии отклонить проект.
Спешка отменяется
Эксперт «Конкурента» в обладминистрации полагает, что шелеховские власти «напрасно волнуются» – никакой политической подоплёки в решениях Заксобрания нет. «В самом начале была совершена техническая ошибка, – заявил он. – Власти Шелехова не провели консультаций, в том числе и в Госдуме. В результате – назначили референдум, когда по 131-ФЗ должно было быть «голосование по типу референдума». И жителей не спросили, согласны ли они на исчезновение района. А потом выяснилось, что нет генплана, а ещё позже – что 131-ФЗ вообще не даёт права на ликвидацию муниципалитета. Всё против того, чтобы округ был создан в этом году». По мнению источника, Шелехову не остаётся ничего другого, как дождаться внесения поправок в 131-ФЗ и «спокойно создать округ» в 2008 году. Напомним, что эти поправки сформулировала рабочая группа, созданная после июньского отклонения закона о Шелеховском округе.
Отрицательный отзыв на законопроект, вероятнее всего, даст и большинство регионального парламента – фракция «Единой России», отметил 8 октября на коллегии ЗС спикер Виктор Круглов. Не секрет, что муниципальная реформа – партпроект единороссов, а вице-спикер ЗС Людмила Берлина возглавляет Иркутское отделение подконтрольной ЕР организации – Всероссийского совета местного самоуправления. Сама же Иркутская область в 2005 году вошла в число регионов-«пионеров», которые не пожелали отложить реформу до 2009 года. «Два года назад мы пытались опередить всех, и совершенно зря. А сейчас представители правящей партии боятся отмены в регионе реформы, которая инициирована центром, – считает депутат ЗС, лидер иркутских коммунистов Сергей Левченко. – В Белгороде совсем иная ситуация: там достаточно крепкая власть, которая может отстоять свои позиции в Москве».
Унижение властью
В регионе назревает недовольство реформой, и сей факт на этой неделе не стал скрывать даже спикер ЗС. «Мы находимся в состоянии «опущенных глаз», нечего ответить избирателям на вопрос, почему в местных бюджетах нет денег, – заявил Виктор Круглов. – Может быть, стоит поставить вопрос о разработке мер по переходу к более простой системе управления?»
Депутат ЗС Андрей Лавров считает, что реформа «захлебнулась» в 2007 году, когда была принята поправка в закон о межбюджетных трансфертах, изменившая методику начисления финансовой помощи поселениям. Основная масса средств стала накапливаться в городах, а не в сельской местности. Часть из незапланированных 6 млрд. руб. в бюджете 2007 года можно было отдать на «подпитку» муниципалитетов накануне выборов, считает депутат.
Финансовая недееспособность муниципальных властей, как считают некоторые эксперты, может отразиться на ходе выборной кампании. До завершения выдвижения кандидатов на муниципальные выборы осталось 10 дней, а на 346 кресел мэров претендует 191 человек. На 3279 мандатов местных Дум подали заявки 277 человек – в 11 раз меньше, чем нужно. Глава облизбиркома Виктор Игнатенко заявил, что наверняка в части территорий выборы будут перенесены на март, а кто будет принимать бюджеты – неизвестно.
Управление пустой казной показало, что власть на местах формальна, а неизбежная передача полномочий на второй уровень сводит реформу на нет. «Мы оставляем мэров и депутатов один на один с избирателем и заставляем унижаться», – считает Виктор Круглов.
«В ходе муниципальной реформы мы получили «кластерное» управление, когда губернатор не может влиять на мэров, а мэры – на глав поселений. Это не есть хорошо, – считает наш собеседник в обладминистрации. – Если мы взяли за основу приближение власти к народу, то надо подкреплять эту власть бюджетными деньгами». А то, что поселения могут зарабатывать сами, – утопия, считает он.