издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дело случая Игоря Ладейщикова

Игорь Ладейщиков – молодой, подающий надежды актёр Иркутского музыкального театра. Приехав год назад из Екатеринбурга, он успел запомниться публике и критикам, а в 2006 году по итогам зрительского голосования получил премию «Дебют года». Окончив школу, Игорь даже не думал, что станет актёром. Будущую профессию он выбрал во многом благодаря случаю, который принёс ему удачу. О том, почему Игорь Ладейщиков принял решение работать в Сибири, легко ли было адаптироваться в Иркутске, как приняла его труппа и чью партию он мечтает спеть, солист-вокалист рассказал ЕЛЕНЕ ЛИСОВСКОЙ.

«Есть люди, до сих пор считающие мой поступок безумным»

С Игорем мы встретились накануне премьеры «Призрака замка Кентервиль», где в одном из составов он играет роль библиотекаря Британского музея Чарльза Уолтера. В перерыве между репетициями актёр читал в гримёрке. В Иркутский музыкальный театр он попал по результатам прослушивания, пройти которое ему посоветовал его преподаватель по вокалу, увидевший объявление о наборе артистов. «Мы позвонили в театр, директор сказал: «Приезжайте, мы вас прослушаем; если вы нам понравитесь, будем подписывать контракт», – вспоминает артист. – Я окончил институт, приехал, прослушался, меня взяли».

– Когда я оканчивал школу, не мог определиться, чем же хочу дальше заниматься. Меня ни к чему не тянуло, и предпосылок того, что я стану актёром, не было никаких: я никогда не занимался в драматическом кружке, нигде не выступал. Единственное, что мне нравилось, – читать стихотворения. Я вообще всегда любил литературу, по складу ума я гуманитарий. Получив аттестат, я решил год посидеть дома и решить, кем хочу стать. Однажды мама увидела объявление о наборе на курсы в театральный институт. Она пришла домой и спросила, хочу ли я стать актёром. Представление о профессии у меня было такое же, как и у большинства: цветы, масса поклонниц… Я ответил: «Конечно, хочу». Три месяца я занимался на курсах, а на следующий год спокойно поступил на кафедру музыкального театра на специальность «актёр музыкального театра».

Нельзя сказать, что учёба сразу давалась мне легко, у меня даже музыкального образования не было. В то время как у ребят из моей группы ещё до поступления был определённый багаж. Глядя на то, с какой лёгкостью однокашники решали какие-то музыкальные проблемы, выполняли задания, я чувствовал, что по сравнению с ними слаб, мне было как-то неудобно, некомфортно. Я понял, что мне нужно как можно быстрее их догонять. И я думаю, что у меня это получилось. Если я задаюсь определённой целью и понимаю, что она мне необходима, я её всегда достигаю.

– А ваша семья имеет отношение к искусству?

– Моя мама прекрасно поёт, она окончила училище культуры, по образованию музыкант. Но музыкальная карьера не сложилась, поэтому, видимо, на подсознательном уровне она всегда хотела, чтобы я стал артистом. Мой отчим, который появился в нашей семье, когда мне было шесть лет, шофёр. У родителей – свой дом, они живут под Екатеринбургом в посёлке Горный. У меня есть младший брат Паша, ему 17 лет. Кстати, очень хорошо, что он остался с родителями, когда я уехал. Иначе им было бы совсем грустно. Я очень люблю семью и скучаю, но они очень далеки от того, чем я занимаюсь, потому что работают в другой сфере и не часто ходят в театр. Когда я общаюсь с мамой по телефону, редко говорю о новых постановках, просто рассказываю о том, как я живу, что нового происходит. О театре предпочитаю говорить, к примеру, со своим педагогом по вокалу.

– Как близкие восприняли ваше решение уехать работать в Сибирь?

– Одни сказали, что я просто сумасшедший. Другие, наоборот, считали, что нужно обязательно поехать, потому что театр очень хороший, сильный и работа здесь будет для меня полезной. Родители моё решение восприняли спокойно. Во-первых, они понимали, что здесь у меня будет больше возможностей для развития. Во-вторых, я самостоятельный человек, с 17 лет живу отдельно. Признаюсь, что в Иркутск я ехал с тяжёлым чувством. Мне было нелегко уезжать из Екатеринбурга, за восемь лет, что я там прожил, он стал мне родным, там остались мои близкие.

– У вас была возможность остаться работать в Екатеринбурге?

– Меня приглашали в Екатеринбургский театр музыкальной комедии, но я не смог принять это предложение из-за проблем с жильём. А в Иркутске театр предоставил мне квартиру. И это большой плюс, потому что артист должен дома отдыхать. Если б я жил в общежитии, никакого отдыха не получилось бы. А так у меня есть жилище, пусть и не моё собственное.

«За год к Иркутску уже привык»

Когда самолёт, в котором Игорь следовал к месту работы, подлетал к Иркутску, в иллюминатор принятый в музыкальный театр актёр увидел серые дома и подумал: «Наверное, это ещё не Иркутск, ведь обычно аэропорт располагается километрах в 30 от города». «Сначала Иркутск показался мне серым городом, – вспоминает он. – Я увидел небольшие домики, узкие улочки. Меня это не то чтобы шокировало, но не порадовало. Потом я попривык, вообще человек ко всему привыкает. Но центр мне нравится, здесь очень милые домики, а за его пределы я не выбирался. За год я успел только два раза побывать на Байкале – в посёлке Листвянка. Знающие люди поспешили заявить, что настоящего Байкала я не видел. Мы с утра до вечера загружены работой: утром у нас репетиции, потом – перерыв, а вечером проходит либо репетиция, либо спектакль, – так что мне даже погулять некогда».

– Как наладили быт в Иркутске?

– Недавно мне пришлось съехать с квартиры, которую я ранее занимал, потому что владелец решил её продать. При переезде пришлось купить некоторые вещи – подушки, одеяла. Хотя всякие закупки меня в буквальном смысле убивают. Я ходил по магазинам, выбирал всякие разные штучки, обустраивался. Бытовые проблемы меня очень напрягают, но я понимаю, что никто не поможет, всё должен делать сам. С другой стороны, я люблю, чтобы в квартире было чисто. Если дома бардак, то он будет и в голове, а потом это «всплывёт» на сцене. Ведь от людей ничего не утаишь. У меня на курсе был один друг, который всегда хотел есть, поэтому мама с бабушкой перед спектаклем ему приносили кастрюлю пельменей, литр борща. А когда у него не было возможности подкрепиться перед выступлением, преподаватели говорили: «Лёша, посмотри на себя в зеркало: у тебя же в глазах пельмени, пирожки, а на лице написано: «Отпустите меня домой, я есть хочу!».

– У вас появились друзья в Иркутске?

– Пока ещё не обзавёлся. Друзья очень быстро не находятся. Все мои друзья, закадычные, крепкие, со школьной скамьи, остались в Екатеринбурге. В Иркутске есть люди, с которыми мне особенно приятно общаться. К примеру, актёр из нашей труппы Алексей Ганин, он тоже из Екатеринбурга, на три года раньше, чем я, окончил тот же институт.

– Разницу между жителями Екатеринбурга и Иркутска уже успели почувствовать?

– Люди, действительно, разные. У нас в Екатеринбурге они, на мой взгляд, несколько общительнее, проще идут на контакт. В Иркутске дольше присматриваются. Из-за этого в первое время у меня возникали трудности в общении.

Сейчас вся жизнь Игоря связана с театром, он приходит туда, даже когда нет репетиций, чтобы заниматься спортом. «Считаю, что артист на сцене должен быть красивым, поджарым и нести определённую эстетику, – утверждает он. – Поэтому стараюсь заниматься спортом. Люблю бегать».

– Есть любимые места для пробежек?

– Я терроризирую балет. Наверху есть огромный балетный зал, и когда на улице холодно, я надеваю спортивную форму и минут 20-30 там бегаю, если у балета нет занятий. Сначала меня не очень хорошо воспринимали, а потом привыкли. Стараюсь ещё и штангой заниматься. Большую часть свободного времени посвящаю чтению. Я приучил себя читать, понимаю, что в наше время нужно получать много информации, чтобы двигаться вперёд. К сожалению, я совсем не владею компьютером. Когда кто-то говорит мне, что много времени провёл в Интернете, я думаю, что у меня к этому тяги нет вообще. Мне интереснее почитать книгу.

– Что сейчас читаете?

– Достоевского, «Записки из мёртвого дома». Очень его люблю. Все его произведения в своё время перечитал. Сейчас читаю по второму-третьему разу и всё время нахожу что-то новое. Недавно перечитал «Доктора Живаго» Пастернака. В первое время в Иркутске книги меня спасали, потому что была жуткая депрессия. Я её пережил благодаря тому, что уходил в созданный авторами мир.

«Хочу спеть партию Иуды»

Первый сезон Игоря Ладейщикова в Иркутском музыкальном театре прошёл удачно. Его успели отметить и критики, и зрители. Достаточно зайти на форум театра в Интернете, чтобы понять: молодой артист завоевал сердце не одной театральной почитательницы.

– Как вас приняла иркутская труппа?

– Я понимал, что еду работать в большой профессиональный театр. В институте ходили слухи, что в театрах молодым актёрам могут строить козни, настраивать против них. Я этого опасался, но опасения не подтвердились. Никто не делал жёстких подстав, я пришёл, включился в работу, и через некоторое время понял, что я уже в коллективе. Я почувствовал, что вошёл туда, и меня туда впустили.

– Бывали такие ситуации, когда приходилось проявлять характер, чтобы занять место в коллективе?

– У меня жёсткий характер, хотя я могу быть и мягким. Что касается профессии, я очень требовательный и жёсткий. Поэтому в театре некоторые люди говорили, что я очень амбициозный человек. Я привык делать всё на 100%. Если я понимаю, что что-то не получилось, мне становится очень неприятно, я стараюсь исчезнуть, переждать этот период и дальше заниматься своим делом. Думаю, что в некоторых случаях – к примеру, когда к тебе отнеслись несправедливо – необходимо проявлять характер, иначе потом будут ножки свешивать.

– Что запомнилось из ролей прошлого сезона?

– Ролей было много, и это здорово. Работа в буквальном смысле на меня накинулась. Моя самая первая роль в Иркутске – немецкий мальчик-предатель из «Звуков музыки». Спектакль ставил знаменитый режиссёр, большой, масштабный – Юрий Александров.

Когда я первый раз выходил на сцену в этом городе, понимал, что даже если роль небольшая, я должен не делать «зазубрин». Ведь на меня смотрели не только зрители, но и коллектив – а смогу ли я дальше работать, можно ли и потом давать мне эту роль?

На новогоднем концерте у меня была масса номеров. Летом мне повезло – появилась большая роль, играл Арлекина в спектакле «О, прекрасная сеньора!», который ставил Михаил Поляков. По натуре я очень работоспособный человек. Грубо говоря, люблю потеть. Мне нравится снимать с себя, как с дерева, шкуру. Чтобы оно вновь было красивым, обновлённым.

Нам повезло, что есть возможность поработать с сильными режиссёрами – Михаилом Поляковым (лауреат Государственной премии России, заслуженный деятель искусств России. – «Конкурент»), Юрием Александровым (петербургский режиссёр, имеющий репутацию постановщика-экстремала. – «Конкурент»). Надо всё время чему-то учиться. Нужно, чтобы постоянно приезжали новые режиссёры, делали замечания. Потому что если остановишься в своём развитии, то всё, баста.

– Бывает, что ваше видение роли не совпадает с тем, как её видит режиссёр?

– Часто. Но оспаривают роль обычно крупные актёры. Когда ты в театре без году неделя, это всё проблематично. Бывает, что я подхожу и излагаю свою точку зрения. Режиссёр может сказать: «Да, ты, пожалуй, прав». А если скажет, что нет, то необходимо прислушаться. Актёр не может многие вещи видеть сам, поэтому и существует режиссёр, человек, который наблюдает со стороны, он видит картинку и знает, как будет лучше.

В некоторых мизансценах я не могу утерпеть и предлагаю партнёрам: давайте сделаем по-другому. У меня есть и режиссёрское образование – до института я окончил училище культуры, поэтому какие-то основы понимаю. Некоторые мои партнёры нормально воспринимают мою инициативу, другие говорят: «Ты что, в режиссёры записался?». По натуре я лидер, но скорее неформальный. В школе я был заводилой, да и в компании друзей тоже.

– Насколько часто у вас возникают на сцене форс-мажорные ситуации?

– Довольно часто. Иногда я думаю: «Вот классная ситуация! Нужно хотя бы пометку в дневнике сделать, иначе забудется». Сейчас мне трудно что-то вспомнить. Хотя вот: привязанный наверху навесной микрофон однажды упал в декольте актрисе. Меня это настолько рассмешило, что я старался уйти из поля зрения зрителей, чтобы они меня не видели.

Я знаю, что если даже забуду на сцене текст – хотя память меня ещё, тьфу-тьфу, не подводила, – смогу сказать что-то своё, но в контексте спектакля.

– Вручение премии «Дебют года» по итогам первого сезона было для вас ожидаемым событием?

– По-моему, её вручают всем дебютантам, а не за какие-то заслуги, потому что заслуг нет. (На самом деле Игорь скромничает: победители в номинации определяются по итогам зрительского голосования. – «Конкурент»).

– Ваш репертуар на новый сезон уже известен?

– Пока не знаю. Сейчас мы работаем над новым спектаклем – «Призрак замка Кентервиль», это мюзикл. Я там играю библиотекаря. Роль очень хорошая, многогранная. Там есть что поиграть, а самое главное – есть где попеть. Это будет лирический образ, у моего героя возникнут романтические отношения с девушкой – хозяйкой замка. Поэтому все диалоги будут о любви.

– А как обстоят дела с романтическими отношениями в обычной жизни?

– Все они остались в Екатеринбурге. В Иркутске для меня на первом месте не личная жизнь, а театр. Для меня сейчас самым важным является встать на ноги. Да и какая девушка обрадуется тому, что я поздно прихожу с работы домой и уделяю ей мало времени. Хотя, с другой стороны, нельзя же всё запланировать: сегодня встал на ноги, завтра – встретил девушку, послезавтра – создал семью. Не исключаю, что завтра по дороге домой я могу встретить девушку своей мечты. В общем, напишите, что вакансия пока открыта.

– В Иркутске появились поклонники вашего творчества?

– Я не знаю, как они должны проявляться. Мне не с чем сравнивать. Я заметил, что в Иркутском музыкальном театре артистам почти не дарят цветов. Хотя мы понимаем, что людям увиденное на сцене понравилось – они встают с мест, от них идёт особая энергетика.

– Есть роль, о которой вы мечтаете?

– Я хочу ввестись в некоторые спектакли и поработать там. Плотно занять репертуар. Я хотел бы сыграть Иуду в спектакле «Иисус Христос – суперзвезда». Это очень сложная партия, вокальная. Если я с ней справлюсь, будет здорово.

– Как долго вы планируете работать в Иркутске?

– Не знаю, не буду загадывать. Актёры, которые проработали здесь по 40 лет, говорят, что ехали сюда на два-три сезона, попрактиковаться, а остались навсегда. Потому что привыкаешь к театру, к людям. Это всё равно что сидеть на тёплом, удобном стуле, а потом пересесть на холодный, неудобный, к которому нужно ещё привыкать. Я пока не планирую уезжать, мне нравится то, что я играю. Я немного суеверен, если что-то загадываю, обычно этого не получается.

– Задумывались о работе в Москве?

– Когда я думаю о Москве, мне становится немного жутко. Когда мы учились в институте, раза три ездили на театральный фестиваль, где показывали свои работы. Москва – очень жёсткий и суетливый город, чтобы туда поехать, нужно иметь приглашение. Ехать просто так, на авось, не для меня. Многие мои одногруппники поехали в Москву, но они занимаются другими вещами – ведут корпоративные мероприятия, снимаются в рекламе. А в это время теряется профессия, навык.

– Если бы вы не стали актёром, чем могли бы заниматься?

– Ума не приложу. Если бы получилось так, что я ушёл из театра по каким-то причинам, а мне, скажем, нужно кормить семью, я бы не побрезговал любой физической работой. Я работы не боюсь. Я смог бы жить без театра. Если завтра его у меня не будет, буду заниматься чем-то другим. Хотя отдаю себе отчёт в том, что мне нужно самовыражаться, а театр даёт эту возможность. Если месяц-полтора я не играю, меня начинает тянуть на сцену. Мне нужно выплеснуть эмоцию, подурачиться, построить кому-то глазки со сцены. Я люблю театр, но не до конвульсий. Люблю его нормальной любовью. Адекватной, скажем так.

Когда-нибудь хотел бы попасть на телевидение, у меня есть желание попробовать себя в чём-то новом. Думаю, у меня получилось бы. Нужно только этому учиться и попасть в нужный момент в руки к нужным людям. Мне интересно, как там, на телевидении. Какая там кухня, как люди живут и работают.

Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА

ЛАДЕЙЩИКОВ ИГОРЬ МИХАЙЛОВИЧ родился 2 апреля 1981 года. До переезда в Екатеринбург жил в посёлке Горный. Окончил режиссёрский факультет училища культуры Екатеринбурга, в 2001 – 2006 годах учился на кафедре музыкальной комедии Государственного театрального института Екатеринбурга. В 2006 году по результатам прослушивания был принят в Иркутский музыкальный театр им. Загурского. В сезон 2006-2007 гг. играл в спектаклях «Звуки музыки» (Рольф), «Весёлая вдова» (Рауль де Сен Бриош), «Дон-Жуан в Севилье» (Флорестино), «О, прекрасная сеньора!» (Арлекин), «Фиалка Монмартра» (Анри). В начале нынешнего сезона играет в спектакле «Призрак замка Кентервиль».

Лауреат премии Иркутского музыкального театра «Дебют года» (2006 год).

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры