издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Положительный диагноз

С будущего года лекарственный «дорогостой» — забота правительства

В Приангарье на ниве здравоохранения функционируют 11 страховых компаний. Есть среди этих одиннадцати «звёзды первой величины», как, например, Росгосстрахмедицина, охватившая своим «патронажем» до 31% всех жителей региона, доверившихся ОМС; есть поскромнее, но тоже весьма солидные, уверенно действующие на страховом рынке, вроде «Капитала»; есть и такие, что уступили призовые по числу страхующихся у них граждан места, такие как «Маски». Рынок есть рынок, даже если его объективные, не ведающие компромиссов законы проявляют себя в столь тонкой и сложной сфере, как человеческое здоровье. Сегодня удача улыбнулась одному, завтра – другому участнику финансовых игрищ. Но есть некий центр, фокусирующий на себе как корпоративные интересы компаний, так и личные – каждого из нас, являющегося, хотим мы того или нет, потенциальным или уже реальным пациентом практической медицины. Центр этот – Государственное учреждение Территориальный фонд обязательного медицинского страхования граждан Иркутской области. Именно в его руках сосредоточены все средства, запускающие сложный механизм.

Это деньги, и немалые, отчисляемые администрацией области на оказание врачебной помощи неработающему населению; это безвозмездные поступления из Москвы; наконец, это сумма, собираемая единым социальным налогом. В общей сложности из названных вовсе не бездонных, как может показаться, трёх источников в течение первых шести месяцев текущего года было получено на нужды страховой медицины 2 5545 976 000 рублей, из которых 2 534 363 000 через страховые компании ушло лечебным учреждениям Приангарья. Совершенно очевидно: какой бы сложной ни была сама система переадресовки государственных средств больницам и поликлиникам через коммерческие структуры, за каждый рубль в ответе именно территориальный филиал Фонда ОМС. Но его функции не ограничиваются только контрольно-ревизионной деятельностью. Качество оказания медицинской помощи, осуществление в регионе национальных проектов, реализация территориальной программы «Здоровье», льготное лекарственное обеспечение — весь этот непростой клубок проблем в компетенции территориального фонда ОМС. В некотором роде, он держит руку на «пульсе» региональной службы здоровья, прислушиваясь к которому ставит ей свой «диагноз». В этом смысле показатели первого полугодия, о которых мы говорим с исполнительным директором Иркутского территориального филиала Фонда ОМС Сергеем ШОЙКО, значимы не только потому, что отражают вчерашний день, прожитый страховой медициной области. Помимо этого они помогают в общих чертах представить её завтрашний день, чем, безусловно, нам интересны.

— Сергей Валентинович, более двух с половиной миллиардов рублей, составивших доходную часть бюджета территориального фонда ОМС в первом полугодии, позволяют ли нам, пусть и осторожно, строить более благоприятный финансовый прогноз на ближайшее будущее? Всё-таки средства, ушедшие страховой медицине, немалые.

— Всё зависит от того, насколько оптимально они реализованы. Если брать расчёт на одного жителя области, неважно, работающего или нет, то нормативный объём полагавшихся ему медицинских «благ» в первом полугодии укладывался в 1084 рубля. В реальном исчислении он оказался пусть ненамного, но больше. При этом мы завершили первые шесть месяцев с гораздо меньшим, чем утверждалось в начале года, дефицитом.

— Цифры что-то значат лишь в переложении на конкретные факты. Так насколько оптимистичен совершённый в первом полугодии «перевод»?

— Положительным можно считать продолжающуюся диспансеризацию населения. Правда, пока только работающих бюджетников. Но хорошо уже то, что благодаря национальным проектам, нацеленным на укрепление здоровья россиян, диспансеризация возвращается в практику. Если помните, в не столь давнем прошлом диспансерный учёт населения был одним из преимуществ российского здравоохранения, являлся предметом подражания для многих цивилизованных стран. В первом полугодии диспансеризацию в нашей области прошли 25750 человек, считавших себя полностью здоровыми. Увы, у большинства из них диагностированы те или иные недуги. Судите сами, насколько велика отдача потраченных в первом полугодии более 13 миллионов рублей, вложенных в диспансеризацию, то есть в профилактику, в предотвращение более тяжёлых форм заболеваний. Всего же на реализацию мероприятий, предусмотренных приоритетным национальным проектом «Здоровье», мы в первом полугодии к названной выше сумме получили 137 миллионов рублей, в том числе на развитие первичной медицинской помощи – 123 160 000. Как следствие, значительно вырос в Приангарье отряд участковых врачей и медицинских сестёр. Разве всё это не укладывается в положительный «контекст» пройденного полугодия?

Но, говоря о полученных территориальным филиалом фонда ОМС весьма крупных средствах на практическую медицину, не могу и не хочу замалчивать негатив – прежде всего, факты нецелевого расходования денег. В первом полугодии именно так был растрачен 21 миллион рублей. Между тем бюджетом ОМС чётко предусмотрены статьи: медикаменты, питание в стационарах, заработная плата медикам и средства, отпускаемые на мягкий инвентарь. Все остальные нужды лечебно-профилактических учреждений – забота местных администраций.

— Я знаю, что главным врачам лечебно-профилактических учреждений далеко не всегда удаётся оставаться в названных вами жёстких рамках — материальная база нашего здравоохранения такова, что постоянно требует денег для «латания дыр», а их, этих денег, из муниципальных бюджетов на ремонт, на приобретение постельного белья, на бензин для санитарного транспорта — да мало ли на что – не выколотить. Вот и приходится «заимствовать» из «кармана» страховой медицины.

— Объективных причин, подталкивающих к «заимствованию» страховых средств, найдётся немало. Многие лечебно-профилактические учреждения области, действительно, нуждаются в капитальном ремонте. Но на то и существуют в штатных расписаниях этих учреждений должности главврачей и экономистов, чтобы искать и находить выход из сложных хозяйственных ситуаций. Каждая бюджетная копейка, как и копейка «страховая», должна быть на счету. Пусть не всегда явно, пусть чаще всего подспудно, но прослеживается вот какая закономерность: там, где не в ладах с хозяйственной дисциплиной, там страдает и лечебное дело. В своей системе ОМС мы отслеживаем и анализируем причины поступающих в страховые компании жалоб. Из одних районов их поступает меньше, из других – больше. Но исток всё-таки один на всех: там, где строже контроль, претензий на качество лечения, на нарушение внутренних больничных установок меньше.

— И всё же, на что больше всего жалуются простые граждане, не имеющие возможности добровольно застраховать себя и своих близких и вынужденные довольствоваться лишь обязательной медицинской страховкой?

— Много жалоб на необоснованное взимание денег за лекарства, причём как в стационаре, так и в поликлинике. Но повторюсь: где есть контроль со стороны главного врача и страховой компании, там недовольств меньше. В Бодайбинском районе больше жалуются на низкое качество медицинской помощи, в Усть-Удинском — на лекарственное обеспечение. Но в основном отовсюду поступают жалобы на необоснованное взимание денег за предоставляемые услуги. Если бы в лечебных учреждениях везде разграничивали и ставили в известность пациентов: вот этот вид медицинской помощи вам положен по страховому полису, а за этот нужно платить, причём строго определённую сумму и ни рублём больше, – жалоб было бы намного меньше. Вот мы опять возвращаемся к нашему главному постулату – каждую копейку, страховая она или бюджетная, нужно считать. Ну а что касается использованного не по назначению 21 миллиона рублей, то их, конечно же, придётся возвратить в казну страховой медицины.

— Но ведь не только на расходы, бьющие по карману, жалуются пациенты. Если судить по нашей редакционной почте, много претензий, связанных с низким качеством оказываемой помощи. А это уже прерогатива страховых компаний – как они реагируют на критические сигналы?

— Страховые компании привлекают к экспертизе самых опытных независимых наших врачей; каждый спорный случай оценивается объективно, и по каждому инциденту выносится «приговор». Далеко не всегда он в пользу лечебного учреждения или лечащего врача. Если за первое полугодие в результате рассмотрения и анализа возникавших конфликтов, в том числе и из-за низкого качества оказания помощи, лечебные учреждения выплатили около 5 миллионов рублей, то это означает только одно: самое действенное наказание – рублём, оно и впредь будет применяться неукоснительно. В страховой медицине рубль обретает особый вес; хотим мы того или не хотим, но часто именно он становится эквивалентом моральных и профессиональных качеств медиков.

— Ещё одна «заноза» – лекарственное обеспечение наших льготников. Уж и не знаю, на что чаще жалуются, в частности, читатели нашей газеты: на некомпетентность медиков, на их, мягко скажу, нечуткость, или на мытарства, связанные с «добыванием» полагающихся людям медикаментозных средств. Как вы считаете, Сергей Валентинович, станет ли легче с ДЛО (дополнительным лекарственным обеспечением) в будущем году или нашим льготникам по-прежнему придётся трудно?

— Как бы действительно трудно ни приходилось в прошлом году и в первом полугодии нынешнего с лекарственным обеспечением, число самих льготников, не теряющих надежду на перемены к лучшему, остаётся приблизительно стабильным. В июле минувшего года их было 144 тысячи; в июле нынешнего – 150 тысяч человек. Но то, что людей не оставляет надежда и они окончательно не разуверились в возможностях государства держать данное им слово, ещё не освобождает ни нас, ни российское правительство от ответственности перед ними. Хотелось бы отметить, что в текущем году, в отличие от предыдущего, мы выполнили свои обязательства перед уполномоченной фармацевтической организацией «Роста». Но для этого в первом квартале были вынуждены «перекинуть» на погашение долга «страховые» деньги. Спасибо областной администрации, выделившей тогда более 57 миллионов рублей, чтобы поле страховой медицины не пострадало. На третий и четвёртый кварталы текущего года для завершения расчётов средства на лекарства для льготников выделены федеральным бюджетом будущего года. Скажу больше, в будущем году должен вообще измениться принцип оплаты льготных лекарств. Весь, как говорят врачи, «дорогостой» (десятки тысяч рублей – ни один бюджет не справится с такой нагрузкой!) ложится ныне на плечи, то есть на карман, федерального правительства. По рекомендации Федерального фонда ОМС мы сейчас заключили с уполномоченной фармацевтической организацией «Роста» один договор по оплате льготных лекарств, входящих в основной перечень, и четыре договора по препаратам, относящимся к особо дорогостоящим.

— Можно узнать, какие сегодня препараты вы относите к «дорогостою»?

— Это лекарства, необходимые больным рассеянным склерозом, сахарным диабетом, страдающим от некоторых онкологических патологий и нуждающимся в гемодиализе. На будущий год Росздравнадзор и Минздрав определили семь заболеваний, требующих особо дорогих лекарств, оплату которых они «выводят» на себя. Но, замечу вновь, и эта задача поддавалась бы решению легче, будь выписывающие льготные рецепты врачи ответственнее в этом деле. Но, с другой стороны, врач, выписывая рецепт своему пациенту, должен бы знать, что есть из необходимых препаратов в наличии, чем аналогичным по действию можно заменить лекарство, которого нет. Иными словами, врач должен обладать всей полнотой информации.

— Вы имеете в виду подробную базу данных, которая даёт возможность врачу легко ориентироваться в каждой конкретной ситуации при выписке льготных лекарств?

— Я имею в виду создание универсальной программы, «заглянув» в которую через Интернет, врач, наделённый правом выписки льготного лекарства, в каком бы районе Приангарья он ни находился, в каком бы лечебном учреждении ни работал, получает полную информацию о наличии препаратов в аптеках, а уполномоченная фармацевтическая организация «Роста» детально отслеживает все перипетии на лекарственном рынке. Тогда сразу становится ясно, кто виновен в очередной драматической ситуации: завод-изготовитель лекарств, недостаточно оперативное руководство аптечной сети или врач.

Теперь и на ближайшее будущее всё внимание – качеству оказываемых медицинских услуг и, конечно, реализации приоритетного проекта «Здоровье» в Иркутской области.

Беседовала Элла КЛИМОВА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры