Здравствуй, Учитель!
Основателю Иркутской школы ревматологии Юрию Горяеву –75 лет
С моим Учителем я впервые познакомился будучи студентом 1 курса лечебного факультета Иркутского государственного медицинского университета. В одно из занятий по общему уходу за больными без стука и предупреждения в аудиторию зашёл невысокий седовласый мужчина в белом халате, уселся на кушетку и рассказал какой-то анекдот на медицинскую тему. Молодая преподавательница при виде его смутилась, а нас, студентов, нештатная ситуация явно радовала. Когда мужчина ушёл, всё выяснилось: к нам заглянул заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней профессор Ю.А. Горяев. Так состоялась моя первая встреча с Учителем, родилось стремление выбрать терапию своей будущей медицинской специальностью и одновременно заняться научно-исследовательской работой. На протяжении всех лет учёбы в вузе моя мечта обретала реальные черты, и во многом благодаря общению с Юрием Аркадьевичем Горяевым.
Как учёный, как врач Юрий Аркадьевич – личность уникальная. Доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач России и Монголии, заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней, он по праву считается основателем Иркутской научной школы ревматологов. Окончив в 1957 году лечебный факультет Иркутского государственного медицинского института, он связал свою судьбу с родной alma mater. В 1957 – 1971 годах, будучи ассистентом кафедры госпитальной терапии, возглавляемой академиком Академии медицинских наук Константином Рафаиловичем Седовым, он вместе с другими молодыми специалистами побывал во многих экспедициях в труднодоступных районах области. Цель была одна – обследовать как можно больше сибиряков. Этот период ознаменовался развитием активной работы врачей с населением, организовывались выезды и экспедиции в отдалённые районы Иркутской области. Результаты этой работы – тысячи осмотренных больных на предмет раннего диагностирования болезней и сотни спасённых жизней. В 1965 году под руководством К.Р.Седова Юрий Аркадьевич Горяев блестяще защитил кандидатскую диссертацию на тему «Эпидемиология ревматизма в Иркутской области». И уже в 1972 году увидела свет его докторская диссертация на тему «Эпидемиологические аспекты возникновения и развития ревматизма». Обе эти работы можно считать теоретическим истоком ревматологии во врачебной практике Иркутской области. Их целью было совершенствование диагностики ревматизма и улучшение его профилактики.
В 1971 году Юрий Аркадьевич Горяев стал заведующим кафедрой пропедевтики внутренних болезней, а с 1972 по 1983 год одновременно проректором по учебной работе ИГМИ. За период его работы в качестве проректора в Иркутском государственном медицинском институте были введены внештатные должности общественных деканов курсов и кураторов студенческих групп, созданы советы деканатов, изменена структура методических органов вуза. Были организованы школа повышения педагогического мастерства и семинар по научной организации учебного процесса. Ежегодно в 1972 – 1980 годах проводились учебно-методические конференции по актуальным вопросам медицины, поощрялась научная работа студентов. Следствием активной учебно-методической и воспитательной работы всего педагогического коллектива явился факт, что ИГМИ в тот период находился в пятёрке лучших вузов Минздрава РСФСР по успеваемости студентов. Ю.А. Горяев почти 5 лет возглавлял одну из республиканских проблем по научной организации учебного процесса – «Психофизиологические и санитарно-гигиенические условия обучения студентов»; в этом плане под его руководством работали 10 медицинских институтов России, среди которых известный Казанский мединститут.
Научные работы Ю.А. Горяева многочисленны — их более 420, в том числе три монографии. Под его редакцией издано более 25 сборников научных и учебно-методических работ, 10 методических рекомендаций для врачей по итогам научных исследований. Под его руководством защищены две докторские и 23 кандидатских диссертаций. Он принимал участие в работе пяти международных конгрессов и в семи симпозиумах по ревматологии. Его по праву можно назвать организатором ревматической службы Иркутска. Профессор Горяев стоял у истока ревматологического и инфарктного отделений в городской клинической больнице №1. Его достижения признаны на всероссийском и международном уровнях; он на протяжении многих лет являлся членом проблемных комиссий АМН СССР и Министерства здравоохранения РСФСР по теме «Ревматология»; был членом редакционного совета журнала «Ревматология» и редколлегии «Сибирского медицинского журнала», входил в координационный учебно-методический совет по внутренним болезням Министерства здравоохранения РСФСР. В настоящее время он почётный член правления Ассоциации ревматологов России, почётный президент её Иркутского отделения, а также член диссертационных советов при ИГМУ и ИГИУВе. Награждён знаком «Отличник высшей школы», орденом «Знак Почёта», престижной медалью С.П. Боткина, многими почётными грамотами Минздрава РСФСР, ИГМУ, клинической больницы №1.
С Юрием Аркадьевичем мне удалось познакомиться ближе, когда я был уже на третьем курсе. В конце учебного года, после удачного выступления на итоговой конференции студенческого научного общества имени И.И. Мечникова, я был приглашён в кабинет профессора. Он усадил меня рядом с собой на диванчик и начал рассказывать о возглавляемой им кафедре, о перспективе в научной работе, о задачах в педагогике. И внезапно предложил по окончании вуза прийти на кафедру. Признаюсь, я был удивлён. Но на шестом курсе подал документы в клиническую ординатуру на кафедру пропедевтики внутренних болезней. В ординатуре меня в первый же день профессор лично определил в ревматологию. Вначале было трудно, но вскоре возникло ощущение полной и безраздельной гармонии. Непонятные вещи встали на свои места. Конечно, этому помогали лекции самого профессора Ю.А. Горяева, доцентов Л.М. Носковой, Н.Ю. Казанцевой и ассистента Л.Н. Горячкиной; помогали клинические консилиумы ревматологов, к которым мне приходилось очень тщательно готовиться. На втором году ординатуры профессор Ю.А. Горяев поручил мне ведение нескольких студенческих групп в неделю. Это было очень почётно, но и в первую очередь ответственно. По окончании учебного года я больше всего волновался не за собственные выпускные испытания, а за то, как сдадут экзамен мои студенты. Принимал его сам профессор. Принимал строго, но справедливо, не спрашивая лишнего, а только по существу. И это тоже было хорошей школой: сидишь и слушаешь, как у твоих студентов оценивают уровень практической и теоретической подготовки. После одного такого раза навсегда поймёшь, как тщательно нужно готовить студентов.
Потом я стал ассистентом кафедры. Всегда в работе мне помогал мой Учитель. Просматривая первые научные тезисы и статьи, жёстко критиковал – учил научному подходу к каждой теме. По его примеру взял за правило тщательно готовить статистическую часть. С его лёгкой руки посетил «Школу повышения педагогического мастерства» и начал уверенно готовить тесты, учебные и методические пособия.
Удивительное дело, как легко и радостно принимается моим Учителем новая здравая идея. Устарели учебники по общему уходу за больными? Что ж, давай пиши свой, не стесняйся. Так с его доброго напутствия был подготовлен учебник, который в 2005 году рекомендован для использования всеми медицинскими вузами России.
Весь коллектив кафедры пропедевтики внутренних болезней согрет вниманием своего профессора. Я очень горд тем, что тоже работаю под его руководством, что являюсь учеником Юрия Аркадьевича Горяева. Для меня, как и для всех его более молодых коллег, он – пример для подражания и самосовершенствования.
В нынешнем году профессор Ю.А. Горяев отметил 75-летие со дня рождения и 50-летие трудовой деятельности. Вместе с ним эти даты отмечают врачи-ревматологи всего Иркутска, его многочисленные ученики, коллективы Иркутского государственного медицинского университета и клинической больницы №1. От всех нас одно общее ему пожелание: «Будь здоров, Учитель!».
Алексей КАЛЯГИН, доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней ИГМУ, зам. главного врача по терапии клинической больницы №1, кандидат медицинских наук