Диалог во имя будущего
В Иркутске прошёл совместный форум врачей и учителей
Тема прошедшей в Иркутске межведомственной научно-практической конференции была сформулирована двумя звучащими в достаточной степени абстрактно словами: «Здоровье и образование». В действительности же в них отражена давно назревшая в обществе проблема, решение которой предопределит будущее: каким вступят в жизнь новые поколения граждан России? Обогащёнными ли солидным, но, увы, мало приложимым к повседневности «бременем познания», коему в жертву принесено здоровье? Или физически крепкими, но с не разбуженным школой интеллектом и не ведающей сомнений душой?
Методом проб и ошибок нащупать точку, в которой противоположности, отбросив крайности, сойдутся в гармоническом единстве, — задача со многими неизвестными. Завтрашнему дню Приангарья (да что там завтрашнему – сегодняшнему дню всей России!) требуются не роботы, не «железные дровосеки», но и не витающие в облаках недоучки. Как подсказывает опыт, решение нужно искать на пересечении двух сопредельных сфер – медицины и педагогики, одинаково, хотя и по-разному заинтересованных в становлении человеческой личности.
Четвёртый по счёту совместный форум врачей и учителей, психологов и социальных воспитателей можно считать ещё одним этапом совместных усилий на этом поприще. «Мы нужны друг другу», — так определила значение профессионального сотрудничества директор нижнеудинского Центра психо-педагогической реабилитации и коррекции Марина Иванова.
Повестка дня, включившая доклады и сообщения как признанных в педагогике, психиатрии, общей медицине авторитетов, так и врачей, руководителей реабилитационных центров, съехавшихся в Иркутск со всей области, подтвердила эту «нужность», эту взаимную зависимость друг в друге всех, кому доверена судьба наших детей.
В кулуарах конференции удалось взять интервью у доктора биологических наук, профессора Российской академии образования (Москва) Елены Дзятковской. По её не лишённой метафоричности характеристике сложившейся ситуации можно судить о крутизне виража, на котором находится среднее образование в стране.
— Выпускник нашей общеобразовательной школы, — сказала она, — больше напоминает… фаршированную рыбу. Каких только знаний в ней (в «рыбе») не напичкано, но плавать она всё равно не умеет. Сегодня знания устаревают через каждые два года. Смысла давать огромнейший их объём, перегружая ребёнка, просто нет. Намного важнее научить его находить информацию, проверять её на достоверность. Очень важно научить молодого человека ориентироваться в тех информационных потоках, которые существуют в реальной жизни. Именно на таком принципе стоит обязательное образование во всём цивилизованном мире.
«Цивилизованный мир» — обобщение. Куда полезнее гражданскому обществу знать, чем оборачивается такой перегруз для обыкновенного, так сказать, среднестатистического ребёнка. Елена Голенецкая, главный педиатр областного департамента здравоохранения, привела в своём выступлении неутешительные факты. Средняя общеобразовательная школа, прощаясь со своими выпускниками, «дарит» им на дальнюю дорогу не только некую сумму механически усвоенных знаний, но и груз хронических, значит, на всю жизнь прилипших к ним недугов.
Главный специалист областного департамента здравоохранения, как, впрочем, и другие бравшие на конференции слово медики, никого не стремилась испугать; они просто раскрывали картину, подтверждаемую ведущейся в течение нескольких последних лет диспансеризацией детского населения Иркутской области. Болезни опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, другие соматические недуги — такой груз уносит с собой из детства вчерашний школяр. И это в том случае, если молодой человек не испытывает вдобавок ко всему проблем с психикой. Впрочем, беда с психическими расстройствами у молодых, можно сказать, планетарного масштаба: статистика свидетельствует о том, что более 4% появляющихся на свет малышей страдают умственной отсталостью. Сколько из рождающихся в 21-м веке с первых лет начинают нуждаться в психиатрической помощи или в психологической коррекции — на этот вопрос не ответит ни одна статистика. Неслучайно четвёртая межрегиональная практическая конференция «Здоровье и образование» была в некотором роде специализированной. На ней прозвучало много выступлений, посвящённых комплексному медико-психолого-педагогическому сопровождению проблемных ребят. Прошедшие в её рамках «круглые столы» касались профилактики асоциального поведения подростков. По мнению психиатра-нарколога Елены Скибо, их агрессивное поведение очень часто маскирует депрессию, грозящую из временного состояния перейти в хроническую форму.
— В одиночку, — сказала она с трибуны конференции, — врач-психиатр с потоком детских душевных патологий не справится. Но в союзе с социальными работниками и учителями он сможет сделать многое, чтобы отстоять душевную сохранность ребёнка.
К слову сказать, в Иркутской области десятки именно таких реабилитационных учреждений, где в штате предусмотрен психиатр либо медицинский психолог и где оказывается проблемным ребятишкам необходимая помощь. В том же нижнеудинском Центре принимают детей без ограничений, вызванных их душевным или физическим состоянием. Или, к примеру, отметившее своё десятилетие муниципальное общеобразовательное учреждение детский сад – начальная школа № 1 в Ангарске, руководит которым Татьяна Койсина, где стремятся ребят с отклонениями интегрировать в среду более благополучных ровесников. Как правило, в таких специализированных общеобразовательных учреждениях работают команды единомышленников, глубоко осознавшие степень возложенной на них ответственности.
Педагоги и медики, чтобы понимать друг друга, должны разговаривать «на одном языке». Такова идея, востребованная самой жизнью. Она родилась не вчера: Межведомственный совет, созданный по инициативе двух областных департаментов (здравоохранения и образования) в 1999 году, в течение восьми лет способствует её реализации на практике. Принципиальная деталь: Приангарье – один из первых регионов России, где удалось наладить именно такой деятельный диалог.
Четвёртая межрегиональная научно-практическая конференция «Здоровье и образование» не только ещё раз обратила внимание на имеющиеся в нашем регионе проблемы со здоровьем и обучением детей. Она отразила накопленный положительный опыт в самом трудном, но и самом гуманном деле – подготовке подрастающей смены к самостоятельной жизни.