Стратегия трёх точек
По ней планируется развивать Иркутскую область
Работа над стратегией развития Иркутской области вошла в завершающую стадию. В минувший понедельник заказчик разработки, президент Фонда регионального развития Иркутской области (ФРРИО) Алексей Козьмин познакомил журналистов с содержанием документа, который через месяц будет передан в региональную администрацию. В Приангарье будет выделено три точки роста — рекреационная, промышленная и логистическая. Предложенный вариант отличается от программы социально-экономического развития, по которой область будет жить до 2010 года. Эксперты «Конкурента» к варианту «трёх точек» отнеслись благосклонно, однако отметили, что он далеко не нов.
Разработкой концепции развития Иркутской области по заказу ФРРИО занимались внешние эксперты. Центр стратегических разработок «Северо-Запад» из Санкт-Петербурга моделировал пространственное развитие региона, «Strategy Partners» делал экономические расчёты и отраслевой анализ экономики, Центр стратегических исследований Приволжского федерального округа исследовал демографические и миграционные показатели. Итоги их работы обсуждались на научно-практической конференции «Экспертиза социально-экономического развития Иркутской области». Мероприятие проходило 20 — 24 октября на турбазе «Прибайкальская», в нём приняли участие 122 человека из Иркутска, Москвы, Хабаровска, Калининграда и Красноярска.
Новая стратегия — старая программа
Документ, появившийся по итогам конференции, отличается от программы социально-экономического развития Иркутской области на 2006 — 2010 годы, разработанной по заказу областной администрации вузами и научными учреждениями региона. Программа предусматривает, что в области будет создана мощная высокотехнологичная индустриальная база по глубокой переработке сырьевых ресурсов и производству конечной продукции. Упор сделан и на создание областной инновационной системы.
Авторы стратегии пришли к выводу, что развитие Иркутской области будет идти по трём осям — Транссибу, БАМу и якутскому направлению. Здесь выделено три точки роста. Все они коррелируют с тем, о чём говорится в программе, но лишь частично. Предполагается, что северный промышленный узел объединяет Братск, Усть-Илимск, Железногорск-Илимский, Тайшет и прилегающую территорию. Новым логистическим центром может стать территория Усть-Кута, Киренского и Казачинско-Ленского районов, где есть транспортная инфраструктура для новых месторождений. «У Усть-Кута, где сходятся несколько путей — автомобильный, железнодорожный, водный транспорт, авиа, — есть перспективы как у логистического центра второго уровня и базы обслуживающих производств для освоения новых месторождений», — полагает президент ФРРИО Алексей Козьмин.
В отличие от разработчиков программы авторы концепции полагают, что региону необходимо делать ставку лишь на некоторые инновационные направления. «Масштабного потенциала для инноваций у нас нет», — заявил Алексей Козьмин. Тем не менее инноватика должна развиваться в Южном Прибайкалье наряду с туризмом и сельским хозяйством. Планируется, что непромышленное развитие будет идти в Иркутске, Ангарске, Шелехове, Усолье-Сибирском, Черемхове. По словам Козьмина, туристический кластер будет развиваться в Слюдянском, Ольхонском и Иркутском районах, сельское хозяйство — в Усть-Ордынском округе, Усольском, Черемховском и Заларинском районах.
Два конфликтных сценария
Опрошенные «Конкурентом» эксперты отметили, что предложенный вариант стратегии можно лишь отчасти назвать новым. В 2006 году коллективом авторов, включающим сотрудников администрации Иркутской области, Института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН и БГУЭП, была разработана «Схема развития и размещения производительных сил Иркутской области на период до 2010 года». «В ней уже были определены подобные перспективы развития и варианты размещения производительных сил региона, выделены основные внутриобластные и межрегиональные опорные территории, — рассказал директор Института географии СО РАН Александр Антипов. — Схема выполнена в ключе основных положений программы социально-экономического развития Иркутской области и согласована».
По мнению авторов стратегии развития, большим плюсом предложенного ими варианта является то, что есть возможность совместить на разных территориях два сценария, которые ранее конфликтовали между собой, — новой индустриализации, а также капитализации Байкала. По мнению начальника управления по стратегическому развитию и инновационной политике администрации Иркутска Николая Потороченко, стратегия базируется «на достаточно разумном сочетании двух предложенных разработчиками вариантов». И это — новшество.
Новшеством можно назвать и заявление Козьмина о том, что в настоящий момент необходима перекройка макрорегионов. Иркутская область должна ориентироваться на взаимодействие с Читинской и Хабаровской областями, Бурятией и Дальним Востоком и стать одним из лидеров в регионе. По его мнению, Иркутская область может стать центром нового освоения Восточной Сибири и Дальнего Востока. А офисы компаний, которые будут заниматься освоением, могут разместиться в областном центре. Впрочем, пока городская среда для реализации подобной функции не готова, подчеркнул президент ФРРИО.
В последней декаде ноября проект стратегии будет рассмотрен в администрации Иркутской области и внесён на рассмотрение межведомственной комиссии РФ, чтобы получить его согласование. По словам директора департамента экономики Иркутской области Александра Анчугина, если документ будет вовремя рассмотрен всеми инстанциями, то финансирование из федерального бюджета может быть получено уже в 2009 году.
Область контрастов
Наши эксперты благосклонно отнеслись к предложенному стратегией варианту «трёх точек». Николай Потороченко считает его «единственно возможным путём, исходя из того, что Иркутская область очень контрастна». С ним согласен Александр Антипов: «Огромная территория Иркутской области, исторические особенности заселения и экономического освоения предопределяют и необходимость дифференциации социально-экономического пространства».
Между тем Антипов рассказал, что разработчики схемы размещения производительных сил предлагали более упорядоченный подход к формированию территориально-производственного каркаса региона. Они выделили не три точки роста, а три уровня опорных точек. Иркутская агломерация рассматривалась ими как будущий мегаполис «Большой Иркутск», где будут развиваться финансовая сфера, сфера услуг, перерабатывающие отрасли, включая машиностроение. Здесь же предполагалось формирование инновационного центра региона. Братск — промышленный центр северо-западной части региона. Саянск рассматривается в качестве промышленного центра срединной части Иркутской области. Его развитие связано с диверсификацией существующего химического производства, развёртыванием газохимии, а также формированием центра переработки сельскохозяйственного сырья. Перспективным является Усть-Кут, как наиболее удобная база для разработки месторождений углеводородного сырья.
По словам Александра Антипова, к опорным территориям второго порядка относятся города или зоны, где должны развиваться существующие производства либо будут реализовываться новые проекты. К первым относятся города областного подчинения, а также посёлок Усть-Ордынский как центр присоединённого округа. Среди вторых Антипов перечислил туристско-рекреационную зону на побережье Байкала, Тайшет как центр строительства алюминиевого производства.
Однако один из экспертов, пожелавший остаться неназванным, подверг критике некоторые пункты озвученной Алексеем Козьминым стратегии. По его словам, сельское хозяйство в регионе рискованного земледелия может быть способом поддержки деревень, а не точкой роста. А идея создания логистического центра в районе Усть-Кута не нова: «В своё время порт Осетрово и станция Лена были логистическим узлом БАМа и северных территорий. В год порт переваливал более 2 млн. тонн грузов».
Наши собеседники назвали ряд причин, которые могут препятствовать реализации стратегии. Основной проблемой, которая может возникнуть, по мнению Потороченко, является недостаток кадров. «Миграционный отток собственного трудоспособного населения связан с медленным решением социальных проблем — предоставлением жилья, невысоким уровнем доходов, — говорит он. — Чтобы массово привлечь мигрантов из-за пределов области и страны, необходимо обеспечить условия жизни и заработную плату, благодаря которой человек через 5-7 лет может обеспечить себе достойную жизнь. Пока таких ресурсов нет ни у области, ни у федерации».
Потороченко отметил, что для реализации предложенного варианта стратегии необходимо модернизировать систему управления областью и привлечь федеральные средства, а также крупные частные инвестиции. Александр Антипов полагает, что во избежание трудностей целесообразно проведение процедуры администрирования или осуществления мониторинга процесса реализации программного документа.