Партнёрство без аналогов
На прошлой неделе было создано Некоммерческое партнёрство «Байкальская медиа-группа» (БМГ), в состав которого вошли газета «Восточно-Сибирская правда», еженедельник «Конкурент», информационное агентство «Сибирские новости», братская газета «Знамя», тайшетская «Бирюсинская новь», нижнеудинская «Тракт», заларинская «Сельская новь», а также книгоиздательское предприятие «Восточно-Сибирская издательская компания» и риэлторская компания «ВСП-Недвижимость». На вопросы НАТАЛЬИ МИЧУРИНОЙ отвечает президент некоммерческого партнёрства Александр Гимельштейн.
— В течение прошедшей недели медийное сообщество дало вам знать о реакции на сообщение о создании группы?
— Я бы сказал так: появление Байкальской медиа-группы не осталось незамеченным другими участниками рынка.
— Кому принадлежит идея создания БМГ и чем обусловлена необходимость создания такого партнёрства?
— Наше объединение возникло от внутреннего желания участников. Принципиальным моментом была их негосударственность. При всём уважении к государству Российскому мы сочли, что в таком проекте должны участвовать медиа, которые сами определяют свою редакционную политику. Мне, например, очень нравится состав участников. У всех партнёров есть позитивный бэкграунд: создание в достаточно сложных экономических условиях новых проектов или сохранение и обновление старых традиционных продуктов.
При формировании партнёрства мы исходили из того, что нужно преодолеть традиционный разрыв между областными и районными СМИ. Я бы его назвал ещё и цивилизационным. Сегодня, кроме Союза журналистов, у региональных и городских медиа точек соприкосновения не так уж много. Наверно, это не совсем правильно. С каким бы уважением мы ни относились к региональным СМИ, плотность покрытия территории ими крайне невелика. Поэтому мы определили точки, которые нам интересны, и стремимся к объединению информационного пространства.
Теперь возникает логичный вопрос: что дальше? И здесь включается проектная модель. Сама форма сотрудничества подразумевает, что все участники партнёрства имеют режим наибольшего благоприятствования во взаимоотношениях друг с другом и могут привлечь ресурс партнёрства для решения медийных, коммерческих и прочих задач.
— Речь идёт о специальных продуктах, которые появятся в рамках партнёрства?
— Это может быть создание продуктов, реализация крупных рекламных кампаний, причём с участием не только членов партнёрства. Партнёрство — это потенциальный переговорщик, в том числе и за пределами региона, с крупными сетевыми рекламными агентствами. Партнёрство будет осуществлять консалтинговую деятельность, мониторинг, правовое обеспечение медиа-бизнеса. Нам кажутся перспективными такие направления, как интернет-продвижение, интернет-реклама. Мы создаём фотобанк с возможностью реализации фотопродукции, в том числе за пределы региона.
Я сразу скажу, что создание новых продуктов не самоцель. В приоритете, скорее, развитие существующих. Мы ведь помним массу очень интересно запущенных проектов, которые сгорали, как метеориты. После чего запускались новые, не менее интересные, но такие же краткосрочные.
— Предполагает ли БМГ обмен долями между членами партнёрства?
— Само партнёрство этого не подразумевает. Но сотрудничество между участниками БМГ не исключает и обмен долями, и создание дочерних предприятий на правах соучредительства. В каких-то случаях это уже реализовано. Но на этой позиции я бы не хотел подробно останавливаться, потому что блок коммерческих отношений между членами партнёрства – вещь интимная.
— Это партнёрство закрыто для новых участников?
— Мы не исключаем появления новых партнёров. Но решающее слово — за правлением, которое состоит из руководителей предприятий, вошедших в БМГ.
— Вы смотрели опыт подобных Байкальской медиа-группе альянсов на территории региона? Почему, с вашей точки зрения, они не были достаточно успешными?
— На мой взгляд, в чистом виде такого опыта не существовало. Мне известны только два примера, и то со значительной долей условности. Это медиа-холдинг «Пионер» и объединение СМИ в рамках первого Фонда регионального развития. Оба случая не совсем аналоги, точнее – совсем не аналоги. В медиа-холдинге «Пионер» было объединение структур, жёстко управляемых из одного центра. А Фонд регионального развития заведомо создавался лишь как форма обеспечения договорных отношений между администрацией Иркутской области и районными СМИ.
Наша инициатива достаточно уникальна. Насколько партнёрство будет эффективным, покажет время. У каждого из нас разная экономика. Мы в состоянии жить и развиваться друг без друга. Но кому-то работа в рамках партнёрства добавит рекламных заказов, кому-то придаст иное качество, возможность создавать новые продукты, кому-то откроет пока недосягаемые рынки, и всех нас, я уверен, — усилит репутационно.