Дирижёр моды
В Иркутске побывал историк самого непостоянного в мире Александр Васильев
В минувшие выходные Иркутск впервые посетил всемирно известный историк и аналитик моды, коллекционер, декоратор и писатель Александр Васильев. Два дня он рассказывал об истории моды на закрытых лекциях. В областной центр он приехал по приглашению телеведущей Яны Павлидис, которая «поехала в Москву, а вернулась не одна, а с Александром».
Маэстро, который до визита в Иркутск побывал в Якутске, признался, что ещё никогда не забирался в такую даль. А после областного центра отправился в Ангарск — нести свои знания местным ювелирам. Какая одежда спровоцировала беби-бум в послевоенные годы, юбки какой ширины актуальны в начале века и почему каждый мужчина мечтает, чтобы ему показали «гитару» — в репортаже ЕЛЕНЫ ЛИСОВСКОЙ.
В стиле Людовика XV
Две лекции, рассчитанные на сто слушателей, с участием Александра Васильева проходили в торговом центре «Галерея Планетарий». Здесь собралось самое гламурное общество областного центра — владелицы дорогих бутиков и магазинов; бывшие манекенщицы, которые уже не выходят на подиум, но рады украсить собой любое светское мероприятие; дизайнеры, стилисты и просто красивые девушки с известными спутниками. Мужчин на мероприятии было мало — всего несколько человек. Впрочем, и это объяснимо — постичь науку хорошо одеваться предпочитают в основном представительницы прекрасного пола. В перерывах между лекциями гостям подавали аперитив, закуски, а на импровизированном подиуме показывали одежду из последних коллекций бутиков торгового центра.
Выход маэстро на сцену предвосхищал танец «задорных оранжевых человечков», обитателей «Планетария». Как выразился ведущий вечера, их задача — нести слушателям позитив. «Рабочее место» маэстро также было оформлено в оранжевых цветах. «Сколько витамина С», — порадовался он после небольшой приветственной речи. «Где нашли столько модниц», — удивился он, глядя в зал, и сел в кресло в стиле Людовика XV, любезно предоставленное одним из мебельных салонов. Кстати, в ходе общения выяснилось, что стиль Людовика XV — один из самых горячо любимых маэстро.
Двух стран гражданин
К своим слушательницам он обращается «мадам» и «мадемуазель». Дело в том, что Александр Васильев — гражданин двух стран, России и Франции. И большую часть своего времени — в перерыве между лекциями, с которыми он разъезжает по всему миру — он проводит именно во Франции. Здесь он получил образование и разработал собственную программу чтения лекций — без конспектов, зато с огромным количеством эксклюзивных диапозитивов, которые он собирал в течение долгого времени. «У меня их более 30 тысяч, только не хватает времени перенести всё на диск», — отмечает маэстро. Васильев читал свои лекции в 65 странах на пяти языках, он оформил более 100 постановок балета в 25 странах, а недавно выпустил свою восемнадцатую книгу. «За три недели раскупили весь тираж, пришлось дозаказывать ещё 7 тысяч экземпляров», — скромно признался он.
Особый предмет для гордости — собственная коллекция предметов искусства, дизайна, исторических костюмов и аксессуаров, которая насчитывает более 10 тыс. экземпляров. «Коллекция настолько велика, что выживает Александра из его пяти особняков, которые разбросаны по всему миру», — пошутил ведущий, предоставляя слово лектору. На самом деле коллекция хранится в специальном помещении в одном из предместий Парижа, впрочем, собственные квартиры и дома в количестве пяти у маэстро действительно есть. «Доходы дают мне такую возможность», — отметил он.
Новые предметы для коллекции приобретаются на специальных аукционах и блошиных рынках. Недавно на таком рынке он купил редкий флакон из-под духов, изготовленный из венецианского стекла. Довольно недорого. Продавцы обрадовались, они ведь не знали, что это Мурано (так называется остров, где началась история венецианского стекла. — «Конкурент»)», — с улыбкой вспоминает Васильев. Раздумывая, что купить — пиджак от любимого дома «Hermes» за 3 тыс. долларов или старинное платье от кутюр за 4 тысячи, он делает выбор в пользу последнего. «Предпочитаю оставить после себя музей», — говорит он.
«Нью лук» и гитара
Первая лекция историка моды была посвящена всемирно известному модельеру Кристиану Диору, который сразу после войны явил миру «new look» («новый взгляд»). Коллекция Диора 1947 года вызвала настоящий фурор, потому что он знал, чего хотели женщины. Уставшие от мужских пиджаков, прямых юбок и накладных плеч, они с радостью носили юбки-солнце (на дневные уходило до 30 метров ткани, на вечерние — до 70 метров), приталенные жакеты с покатыми плечами, шпильки и элегантные лаковые пояса. «Грудь, узкая талия, бёдра — увидеть такую «гитару» мечтает каждый мужчина», — рассказывает Александр Васильев. Не случайно дам в нарядах от Диора представители сильного пола, число которых после войны изрядно сократилось, одаривали своим вниманием.
Рассказчик отметил, что к середине века юбки стремительно расширяются, к началу и концу — сужаются. «Почему так происходит, никто не знает», — подчеркнул он. Ещё одной пока необъяснимой тенденцией является то, что накануне войн в моду входит белый цвет и начинает массово пропагандироваться здоровый образ жизни и спорт.
Диор любил белый, серый, чёрный и коричневый цвета и считал, что в платье у женщины должна быть только одна тайна. «Это значит, что если в качестве украшения у вас есть три пуговицы, не нужно лепить ещё и кружева и цветы, — отмечает Васильев. — Мой вам совет: выходя из дома, окиньте себя взглядом и подумайте не о том, что вы можете ещё надеть, а о том, что вы можете снять. В этом секрет элегантности».
В числе советов от мэтра прозвучало и то, что у женщины обязательно должно быть маленькое чёрное платье, придуманное Коко Шанель. «Если у вас нет такого платья, значит, нам не о чем разговаривать», — пошутил он. Причём историк моды советует выбирать матовую ткань, блестящая сразу выдаёт все возрастные изменения. Зрелым дамам он рекомендует одеваться в соответствии с возрастом: «Красота приходит и уходит, элегантность остаётся. Лучше быть элегантной старушкой, чем старой девочкой».
О гульфиках и турнюрах
В начале второго дня, который был посвящён сексуальной революции в моде, выяснилось, что у аналитика моды была родня в Иркутске, — его двоюродная бабушка жила здесь, а один из предков был директором и художественным руководителем музыкального театра. Областной центр декоратору понравился. Он успел побывать возле двух памятников — Александру III и Колчаку. «Их архитектура произвела на меня самое замечательное впечатление», — восхитился он.
Фотографии скульптур, к примеру, Давида Микельанджело, использовались в качестве иллюстраций к теме. За несколько тысяч лет мода менялась кардинальным образом — от культа красивого, практически ничем не прикрытого тела Древней Греции до поясов верности и железных корсетов времён инквизиции. В 16 веке в мужском туалете появился так называемый гульфик, прикрывающий гениталии мужчины. Сначала его изготовляли в натуральную величину. Этот предмет имел прикладное значение, позже его начали набивать сухой травой и песком, и он приобрёл новую функцию — сексуальной похвальбы. Кстати, выражением «из него песок сыплется» мы обязаны именно гульфику — обычно так говорили о мужчинах, у кого он был старым до такой степени, что прохудился.
Женщины практически всегда руководствовались в своих действиях желанием понравиться мужчинам. В наполеоновскую эпоху пили толчёный мел и уксус, чтобы казаться бледнее, до начала 20 века носили корсет, который утягивал талию и приподнимал грудь, но искривлял рёбра. А турнюры, которые не давали женщинам возможности присесть, стали меньше только с активным развитием железнодорожного транспорта.
Колготки и мини-юбки
Два изобретения семидесятых прошлого века — женские колготки, представленные Ив Сен-Лораном в 1962 году, подарившие дамам мини-юбку, и противозачаточные таблетки — спровоцировали сексуальную революцию этого времени. «В девяностые сексуальная жизнь людей зашла в тупик: времени на общение становится всё меньше, появляется секс по телефону, а потом и виртуальный, — рассказывает Васильев. — В 21 веке на подиуме появляется образ метросексуала. Мужчины в год выливают на себя полтора литра туалетной воды, а объёмы продаж косметики для мужчин растут большими темпами». Чем это окончится, историк моды не знает. Говорит, что время расставит всё на свои места.
Однако одно он знает точно — сейчас российские женщины делают всё, чтобы понравиться противоположному полу, потому что соотношение мужчин и женщин в нашей стране составляет 40% и 60%. Туристы отмечают, что россиянки «очень уж ухоженные — на каблуках, с укладкой и макияжем». Лектор отметил, что в стремлении понравиться главное — не переборщить, ведь грань между стилем и вульгарностью для некоторых неочевидна.
Иркутские модницы принимали Александра Васильева восторженно, время от времени его речь прерывалась аплодисментами. Многие выразили желание поехать на его школу, которая в ближайшее время пройдёт в Стамбуле. А сам историк моды пообещал отныне включать Иркутск в свой сибирский тур и обязательно приехать в следующем году. Впрочем, оказалось, что осчастливить женщину маэстро может не только при личной встрече, но и при помощи Интернета. Он признался, что всегда отвечает на электронные письма, и рассказал такую историю: «Однажды одна дама спросила меня по е-мейлу примерно следующее: «Мне 45 лет, я полненькая. Что мне носить?» Я ответил, что не могу ничего посоветовать, не видя своей собеседницы. Через несколько дней пришло письмо: «Я распечатала ваш ответ и повесила на стене в офисе. Очень счастлива». Что ж, и мне приятно оттого, что мой ответ сделал кого-то счастливым».