Долгий путь в Америку
Статья «Детопродавцы» о торговле сиротами в Иркутске была опубликована в выпуске «Закон и порядок» 9 марта нынешнего года. Недавно она получила неожиданное продолжение: на связь с автором стали выходить чиновники американского посольства в Москве, которых очень волнует тема усыновления российских сирот их согражданами.
Второй секретарь посольства Джозеф Мун, приехав в Иркутск, встретился со мной за ланчем в «Студии кофе», чтобы обсудить эту проблему. Его интересовало мнение журналиста, владеющего темой: можно ли изменить отношение сибиряков в пользу американских усыновителей?
Собственно, тот же интерес преследовал и следующий визитёр – Генеральный консул посольства США в Москве Курт Аменд. В Иркутске он провёл ряд встреч с официальными лицами, и усыновление сирот американскими гражданами было одной из основных тем, которые он с ними обсуждал. Встреча с журналистом «Восточно-Сибирской правды», автором статьи «Детопродавцы», также входила в программу его пребывания в Приангарье.
Наш разговор состоялся опять же за ланчем – на сей раз в ресторане «Узбекистон». И проходил, как любят выражаться политические деятели, в дружественной обстановке.
Курт Аменд показался мне человеком простым и искренним. Видно, что его по-человечески волнует судьба обездоленных детей. Может, потому, что его дед по отцовской линии в 20-е годы прошлого века был московским беспризорником, потерявшим в Октябрьскую революцию родителей. Ему повезло: в США нашёлся дальний родственник, пожелавший усыновить мальчика. В то время для этого не было бюрократических препон – для выезда за океан не требовалось даже оформления визы.
У самого Курта трое дочерей. И все его дети имеют друзей, которые были усыновлены американцами. Сегодня примерно один из 40 несовершеннолетних жителей Штатов – приёмыш, вывезенный из-за границы. У таких ребятишек, уверен Курт Аменд, счастливое детство в семье, где их любят. И никаких социальных ярлыков.
Количество усыновлённых детей в США растёт. Но желающих взять в семью оставшегося без попечения малыша не становится меньше. Своих сирот в Америке немного. Там взрослые дорожат родительскими правами, и брошенных детей — как мы их называем, социальных сирот, переполняющих сегодня российские интернаты, практически нет. У многочисленных кандидатов в усыновители США одна надежда – на заграницу.
Больше всего детишек переезжает в Америку из Китая. Ещё пару лет назад на втором месте по экспорту сирот в США была Россия. По словам Курта Аменда, с 1992 года в семьи его сограждан попали 50 тысяч маленьких россиян. Но в последнее время наша страна уступила столь сомнительное лидерство Гватемале. На пути российских сирот в заокеанские семьи появились серьёзные препятствия.
Связано это, в первую очередь, с трагическими случаями гибели усыновлённых малышей от рук американских родителей. Одна из таких жертв – двухлетняя Вика Баженова из иркутского детского дома № 1, которую взяли в дочки супруги Хилт из штата Северная Каролина. Девочка была убита приёмной матерью, оказавшейся хронической алкоголичкой.
Как выяснилось, это не первая жертва усыновителей-американцев. Подсчитано, что за последние 12 лет из-за жестокого обращения скончались 14 российских детишек, попавших в американские семьи. Генеральная прокуратура РФ провела проверку всех обстоятельств усыновления погибших малышей и выявила множество нарушений закона. Оказалось, что торговля маленькими сиротами превратилась в России в доходный бизнес. И не только для частных лиц — запрещённых законом посредников, но и для чиновников органов опеки, образования и здравоохранения. В нескольких регионах страны, в том числе и в Иркутской области, были возбуждены уголовные дела в отношении предпринимателей, которые чуть ли не в открытую продавали данные о питомцах детских домов, выбирая для иностранцев «товар» получше.
Всё это привело не только к усилению антиамериканских настроений в вопросах усыновления российских детей, но и к упорядочению этой процедуры. В конце прошлого года появилось постановление правительства, которым введены новые правила для иностранных организаций, занимающихся усыновлением сирот в России. До сих пор наши малыши попадали в семьи за границей двумя путями: через аккредитованные агентства или с помощью процедуры так называемого независимого усыновления — обычно через частного посредника, который помогает оформить документы, но никакой ответственности за судьбу ребёнка, поменявшего родину, не несёт. Кстати, погибшие дети чаще покидали Россию именно с помощью такой процедуры. Теперь в независимом усыновлении иностранцам отказано. Право на оказание услуг по усыновлению российских детей предоставлено лишь государственным и некоммерческим организациям. Причём последние должны иметь рекомендации от своего государства и стаж работы на родине не менее пяти лет.
Курт Аменд заявил, что он только приветствует упорядочение российского законодательства в отношении иностранных усыновителей. Такие случаи, как с маленькой Викой, погибшей от побоев приёмной матери, повторяться не должны. «Мне стыдно, как американскому гражданину и отцу троих детей, что подобное могло произойти на моей родине с беззащитным ребёнком. Я могу только просить прощения у российских граждан за причинённую в связи со смертью ребёнка травму», — сказал он.
Сейчас процесс аккредитации американских агентств по усыновлению в России замедлился: некоммерческим организациям требуется время, чтобы получить разрешение на этот вид деятельности у себя на родине и одобрение пяти министерств в России. Зато для тех, кто преодолел все эти препятствия, вводится бессрочная аккредитация.
Сегодня на переаккредитацию подали документы уже 59 американских агентств, 13 из них получили «добро» от Министерства образования и науки РФ. Остальные ждут, когда до них дойдёт очередь.
Курт Аменд считает, что такая строгая процедура — вполне оправданная мера. Американское правительство, по его словам, тоже не поддерживает независимое усыновление и считает, что за границу ребёнок должен уезжать только в том случае, если на родине не находится желающих взять его в свою семью.
Но было бы ошибкой препятствовать и международному усыновлению. Каждый осиротевший ребёнок должен иметь шанс обрести родителей. Не получилось на родине – ему будут рады подарить любовь и заботу в другой стране.
Курт Аменд уверен, что главным мотивом при усыновлении детей его согражданами является не какая-либо корысть, а по-человечески понятное сострадание к малышам, оставшимся без попечения родителей. Одобрение на усыновление ребёнка американской семье сегодня получить непросто: готовится подробный отчёт о жилищных условиях, материальном достатке, здоровье родителей. Как показала статистика, кров и место в своём сердце сиротам готовы предоставить американцы в основном со средним уровнем дохода – от 50 тысяч долларов в год и выше (прожиточный минимум составляет сегодня 25 тысяч долларов).
Сейчас, в связи с введением в России нового порядка международного усыновления, многие американские семьи оказались в сложном положении: некоторые уже выбрали ребёнка, встретились с ним и наладили контакт, но теперь вынуждены ждать, когда агентство, оформлявшее документы, подтвердит свою аккредитацию, либо обращаться к услугам другой организации. Страдают от этого и дети, оказавшиеся в подвешенном состоянии, и их будущие родители. Всё, чего желает сейчас американская сторона, — разрешить таким семьям воссоединиться без излишних бюрократических проволочек.
В конце нашей беседы Курт Аменд выразил надежду на то, что усыновление российских детей-сирот американскими гражданами перестанет быть предметом скандалов и уголовных дел, его соотечественники постараются не давать больше для этого поводов.
Мне оставалось только разделить его надежду. Думается, что горькую участь, постигшую Вику и ещё нескольких сирот, увезённых в США, вряд ли можно объяснить патологической жестокостью американцев по отношению к приёмным детям. Скорее это было связано с нарушениями в работе иностранных организаций, занимающихся усыновлением, и нечистоплотностью работников детских учреждений в России, делавших на сиротах бизнес. Теперь эта причина устранена – посмотрим на результаты.
Да и что нам муссировать тему жестокости американцев, замучивших почти за полтора десятка лет 14 российских сирот, когда в нашей стране столько детей живёт сегодня в нечеловеческих условиях и подвергается насилию со стороны своих кровных родственников!
Собираясь на свидание с Генеральным консулом посольства США, я прочла в милицейских сводках очередное сообщение: в деревне Раздолье Усольского района родной отец убил 9-месячную дочку, ударив её головой об стенку, только за то, что голодная малютка мешала ему спать…