издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Иркутский аэропорт открыли для потенциальных инвесторов

Во вторник Владимир Путин подписал Указ «О внесении изменений в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ», утверждённый 4 августа 2004 года. Из перечня было исключено ФГУП «Аэропорт Иркутск». Теперь у федеральных властей не осталось видимых причин к сдерживанию процесса продажи иркутского аэропорта.

Для экспертов это решение с несколькими неизвестными. Пока, например, неочевидно, кто станет покупателем иркутского аэропорта. Ясно лишь, что предприятие будет внесено в план приватизации на 2008 год и, вероятнее всего, от 25 до 51% акций его будет продано частному инвестору. При этом претенденту надо будет заплатить за пакет меньше, чем если бы это была доля в сопоставимом по масштабам объекте. Безусловным негативным обстоятельством в этой сделке могут стать планы по строительству в городе нового аэропорта.

19 апреля некоторые участники заседания Правительства РФ при обсуждении прогнозного плана приватизации федерального имущества в 2008 настаивали на том, чтобы в него было включено ФГУП «Аэропорт Иркутск». Минтранс обращался с просьбой об исключении иркутского аэропорта из перечня стратегических объектов с целью акционировать предприятие за несколько месяцев до крушения аэробуса авиакомпании «Сибирь» в июле 2006 года. После авиакатастрофы, в результате которой погибли более 120 человек, отраслевые федеральные чиновники озвучили возможную схему акционирования. Официальные лица говорили о том, что терминал отойдёт акционерному обществу, которое получит в управление аэропорт. Взлётно-посадочная полоса, перрон, рулёжные дорожки — всё, что составляет твёрдое покрытие аэропорта, останется в собственности государства и будет сдаваться акционерному обществу в аренду. При этом содержание взлётно-посадочной полосы ляжет на нового собственника.

Комментарии о том, в какие сроки может быть приватизирован иркутский аэропорт, и о возможном порядке его продажи получить не удалось ни в Минтрансе, ни в Росимуществе. Напомним, распоряжением правительства о приватизации ФГУП «Аэропорт Иркутск», которое было подписано в ноябре 1995 года, предполагалось создание открытого акционерного общества. Контрольный пакет акций в нём должен был быть закреплён за государством.

Иркутский аэропорт является одним из крупнейших в регионе по объёму перевозок. В частности, по некоторым показателям он опережает контролируемый структурами авиакомпании «Красэйр» Емельяново. В этом году руководство предприятия ожидает, что пассажиропоток аэропорта составит 1 млн. человек. Сегодня ФГУП проводит реконструкцию здания аэровокзала. Кроме того, здесь планируется построить вторую взлётно-посадочную полосу длиной 4200 метров, что позволит аэропорту принимать и обслуживать суда всех классов.

Эксперты сходятся во мнении, что исключение иркутского аэропорта из списка стратегических означает дальнейшую продажу предприятия. Частным инвесторам может быть реализована доля от 25 до 51%, считают они. Аэропортовый бизнес становится всё более привлекательным: отрасль растёт темпами, опережающими рост ВВП. Аналитик Альфа-Банка Андрей Фёдоров считает, что объектом могут заинтересоваться перевозчики, развивающие внутрироссийские направления. «Иметь собственный аэропорт на пересечении маршрутов из Европы и Дальнего Востока было бы весьма заманчивым», — считает он.

Отраслевые аналитики воздерживаются называть потенциальных покупателей предприятия. Но таковые, по заверению губернатора Иркутской области Александра Тишанина, имеются. Недавно он сообщил, что к нему уже обращались потенциальные инвесторы, готовые вкладывать средства в развитие иркутского аэропорта. Для экспертов они неочевидны. «Это могут быть совершенно неожиданные структуры», — отметил Владислав Кочетков из «Финама», не исключая в том числе и международные фонды. Как в случае с аэропортом в Улан-Удэ. В этом году он был куплен австрийским фондом Meinl за 24 млн. долларов.

Хотя сказать, что профильные компании совсем не проявляют интереса к Иркутску, было бы неверно. В частности, нынешний генеральный директор ФГУП «Аэропорт Иркутск» Константин Былинин аффилирован с «Красэйр», ранее он возглавлял одну из подконтрольных красноярцам братьям Абрамовичам компанию. В нынешнем году авиакомпания «Ютаэйр» (владелец ОАО «Аэропорт Усть-Кут». — «Конкурент») заключила соглашение с иркутской компанией «Истлэнд» о совместной покупке ФГУП «Киренское авиапредприятие». Владислав Кочетков не исключает участия «Ютаэйр» в альянсе с другими компаниями в покупке иркутского аэропорта. «Ютаэйр» инвестирует в объекты, связанные с авиацией, гораздо больше, чем говорит об этом, — заметил он. — Но иркутский аэропорт для компании очень крупный проект, речь может идти об инвестициях в сотни миллионов долларов».

Хотя сам объект, как полагает Кочетков, может быть приобретён по цене ниже, чем объекты уровня иркутского аэропорта. Он будет оценён в 20 млн. долларов. По мнению аналитика, на стоимость существенно повлияют планы по строительству второго аэропорта. Сегодня работы по организации строительства аэропорта «Иркутск-Новый» находятся лишь на первоначальной стадии. Обоснование инвестиций проекта предполагается разработать к середине 2008 года, после чего планируется приступить к подготовке инженерного проекта. Непосредственно строительство начнётся не ранее 2010 года. Тем не менее Владислав Кочетков допускает развитие событий и по самому негативному сценарию: иркутский аэропорт может потерять свой статус и закроется после ввода в эксплуатацию нового. По его мнению, площадка может быть использована под застройку. К тому же в генплане Иркутска перспективным направлением развития города выбрано юго-восточное. Территория нынешнего аэропорта могла бы стать выгодной и оптимальной под жилую застройку.

Между тем Андрей Фёдоров не считает строительство нового аэропорта угрозой для бизнеса старого. «Рынок быстро растёт», — пояснил он свою позицию. По мнению аналитика, логичным была бы специализация аэропортов: одного — на международных линиях, другого — на внутрироссийских.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры