Спецназ шутить не любит
(Окончание. Начало в номере от 21 ноября 2007)
Эксклюзивное интервью нашей газете командира отряда милиции специального назначения (ОМСН) ГУВД по Иркутской области полковника Сергея Кондобаева
Настоящие герои не умирают
— Сергей Юрьевич, сотруднику вашего спецподразделения, собровцу, майору милиции Алексею Рыбаку, погибшему в Чечне при освобождении от боевиков села Комсомольское, Указом президента России Владимира Путина от 25 июля 2005 года за мужество и героизм было присвоено (посмертно) звание Героя России. Рыбак — первый и пока единственный Герой Российской Федерации среди милиционеров Приангарья. Как относятся к этому в отряде?
— Мы им гордимся! Имя и подвиг Алексея Рыбака в отряде чтут и не забывают. Ежегодно организуем соревнования среди спецподразделений всех силовых структур Восточной Сибири на кубок его имени. Девиз соревнований: «За волю, мужество, профессионализм!» Спор за то, кто лучший, ведут спецназовцы нашего отряда, Восточно-Сибирского УВД на транспорте, пенитенциарной системы, таможни, госнаркоконтроля, внутренних войск и т.д. Победу в 2007-м, вот уже второй год подряд, одержали бойцы ОМСН, показав в очередной раз высокий профессионализм и выучку.
Кубок, красивую позолоченную вазу с портретом Героя России (стоит у Кондобаева в кабинете на самом видном месте — прим. автора), приезжал вручать отец Алексея — Леонид Григорьевич Рыбак. В прошлом офицер погранвойск, ныне подполковник в отставке, он живёт с супругой во Владивостоке. Алексей был их единственным сыном. Жениться до командировки в Чечню, ставшей для него роковой, не успел… Так что внуков у Леонида Григорьевича и Валентины Николаевны нет, о чём они очень сильно горюют…
— Разве раньше соревнования среди спецподразделений не проводились?
— Они были, но борьба шла за «безымянный» кубок. А в 2006-м его сделали именным, увековечив тем самым память об Алексее Рыбаке. Памятная доска с его портретом открыта в здании ГУВД. Здесь, в мемориальном комплексе скорби, на двух стелах увековечены имена и фамилии всех 68 сотрудников милиции, погибших от рук вооружённых преступников и чеченских боевиков. В центре мемориального комплекса — статуя скорбящей женщины с шаром, символизирующим жизнь, в руках.
— Я видел этот мемориальный комплекс «Скорбящая»… Очень впечатляет. А у памятной доски в честь Алексея Рыбака вспомнил древнее изречение: пока жива память о погибших героях, они не умирают.
— Это действительно так, — согласился Кондобаев. — Умные и верные слова… Мы ежегодно проводим среди спецподразделений региона также снайперский турнир памяти ещё одного нашего погибшего бойца — Валерия Хмыльнина. Валерий родился в горняцком посёлке Мамско-Чуйского района, в большой и дружной семье. Окончил геологоразведочный техникум, но после армии решил пойти на службу в ОМОН, затем — в спецотдел быстрого реагирования Восточно-Сибирского РУБОП. В начале января 1995 года в составе самого первого сводного отряда он добровольцем поехал в Чечню. В Грозный, где шли ожесточённые бои. Был снайпером. Оборонял высотные здания, обезвреживал огневые точки боевиков, прицельным огнём прикрывал своих товарищей, когда те оказывались в тяжёлой ситуации. Сам попадал не раз в опасные переделки.
Погиб младший лейтенант Хмыльнин в последний день командировки, в ожесточённом бою. Похоронили его на малой родине — в посёлке Горная Чуя. В последний путь собровца провожали друзья и сослуживцы, отец, четверо братьев, сестра, невеста. По возвращении из Чечни Валерий собирался жениться на местной девушке. Они долго дружили, хорошо знали друг друга.
Банду возглавлял бывший спецназовец
Участие в контртеррористических операциях, проводимых на Северном Кавказе, — это, конечно, существенная, но не единственная и не основная задача ОМСН ГУВД по Иркутской области. Работы ему хватает и дома.
— Мы обеспечиваем силовую поддержку подразделениям ГУВД при проведении следственных действий оперативно-розыскных и иных мероприятий. Участвуем также в спецоперациях, направленных на выявление, предупреждение, пресечение преступлений террористического характера и экстремистской направленности, — поясняет Сергей Кондобаев.
— Арестом вооружённых преступных банд, их главарей занимается также ваш отряд?
— Да, мы и ОМОН. Иногда вместе, иногда порознь. Вот не так давно, в феврале нынешнего года, обезвредили организованную преступную группировку Даниляна, занимавшуюся грабежами и убийствами водителей на автотрассе Зима — Черемхово. Эта жестокая и хорошо законспирированная банда действовала больше года. Но в конце концов её обезвредили. Занималась этим боевая группа спецназовцев нашего отряда. Преступники оказали сопротивление, пытались скрыться, протаранить автомобилем наших бойцов. Пришлось применить оружие. Стреляли по колёсам, пробили их, и автомобиль слетел в кювет.
Бандитов удалось взять с поличным, в тот момент, когда они вымогали крупную сумму денег у бизнесмена. Делали это специально на дороге, мотор автомобиля не глушили, чтобы в случае опасности быстро и беспрепятственно скрыться. Но эта предосторожность им не помогла. Сейчас идёт следствие, преступникам «светят» большие сроки.
В прошлом году задержали группу бандитов, которую возглавлял бывший спецназовец Фомин. Он раньше работал в Восточно-Сибирском региональном СОБРе, но был уволен по отрицательным мотивам. Подозревали, что он был связан уже тогда с криминалом. Что, позднее, и подтвердилось. Фомин создал устойчивую преступную группу, которая убивала стариков, женщин, дающих в газетах объявления о продаже своих квартир. Под разными предлогами банда добивалась, чтобы документы на квартиру были переоформлены на одного из её членов. А затем хозяина или хозяйку жилья убивали. Сейчас идёт следствие, банда подозревается в четырёх убийствах.
— Как и где удалось преступников обезвредить?
— Мы за ними следили. Получив оперативную информацию, что те находятся в дачном посёлке Свердловского района города Иркутска, срочно выехали туда вместе с оперативниками УБОП. Было раннее утро, мы рассчитывали, что бандиты ещё спят. Операцию по их захвату готовили тщательно, знали, что преступники вооружены.
Один из бойцов ОМСН постучал в окно, но в доме не спали: в тот же момент оттуда раздался выстрел из охотничьей двустволки. Стреляли по спецназовцу в упор, но он сумел увернуться. Основной заряд прошёл мимо, над самым плечом, но несколько дробин всё же застряли в бронежилете.
Нажимал на курок, как потом выяснилось, отец Фомина. Тоже член банды. Он ещё раз попытался выстрелить в сотрудников спецотряда, уже в проём резко открытой двери, но не успел. Ответным огнём был обезврежен. В стволе его ружья находился патрон с пулей 12-го калибра. Она в состоянии пробить бронежилет с близкого расстояния. Так что наши ребята опередили бандита очень даже вовремя. В доме находился ещё один член банды. Запираться он не стал, выдал остальных. Мы их тоже задержали.
Похищение средь бела дня
Недавно пришлось освобождать похищенного иркутского бизнесмена. Похитили его нагло, дерзко — средь бела дня на многолюдной набережной. Подошли трое чеченцев, насильно усадили в автомобиль и увезли в окрестности села Оёк. Там, на заброшенной ферме, пытались выбить из него денежный долг, который он якобы взял у другого лица. Я говорю «якобы», потому что, как выяснилось потом, никаких денег бизнесмен не занимал.
— Его били, пытали?
— Что запугивали и угрожали — это я знаю точно. А насчёт того, пытали или нет, разбираются сейчас следователи УБОП. Мы же только провели захват бандитов. Они допустили серьёзную оплошность — забыли отобрать у похищенного сотовый телефон. Он как-то сумел, оставшись на время без присмотра преступников, связаться с оперативниками УБОП, а те сообщили нам. Была также оперативная информация, что на ферме могли находиться и другие похищенные люди.
— Спецназ для захвата выезжал на ферму?
— Нет, туда нам отправляться не пришлось. Похитители, почувствовав, видимо, что-то неладное, посадили бизнесмена снова в автомобиль и повезли в областной центр. При въезде в город, на одном из КП милиции, спецназовцы их и взяли, как говорится, с поличным. То есть вместе с похищенным ими человеком.
— Сопротивление оказали?
— Не успели. Операцию наши бойцы провели молниеносно. Бизнесмен дал оперативникам УБОП письменные показания, в результате чего возбуждено уголовное дело по статье «Похищение человека». Одного из похитителей сразу же взяли под стражу и поместили в изолятор временного содержания. Остальных отпустили под подписку о невыезде.
Под охраной и потерпевшие, и обвиняемые
— Одной из наших функций является обеспечение личной безопасности участников уголовного процесса, — говорит Сергей Кондобаев. — Независимо от того, россияне они или нет. Например, в течение длительного времени бойцы ОМСН осуществляли физическую защиту гражданина КНР, который проходил по крупному уголовному делу в качестве свидетеля. От его показаний в суде зависело вынесение приговоров членам организованной преступной группы, состоящей тоже из китайцев.
— Была серьёзная опасность покушения?
— Такого поворота событий нельзя было исключать. Ведь речь шла не о простых преступниках. Группа входила в состав могущественной китайской мафии, которая защищает свои интересы в любой точке мира, в том числе и экономические, не гнушаясь любых средств. В результате принятых нами мер безопасность свидетеля была полностью обеспечена, уголовное дело доведено до суда и всем фигурантам вынесены строгие приговоры.
— А что они такого нехорошего сделали в Иркутске?
— Да обычный рэкет. На рынке «Шанхай» занимались этим «бизнесом», облагая поборами своих соотечественников. Кто не хотел платить, тех наказывали. Это, конечно, отрицательно влияло на оперативную обстановку на рынке и приводило к росту цен. Ведь ни один бизнесмен, ни один торговец, будь он русский, таджик или китаец, не будет работать себе в убыток. Сколько заплатит рэкетирам, столько же возьмёт с покупателей. Таким образом получается, что китайская преступная группа грабила в итоге нас, иркутян.
С января этого года около десяти сотрудников ОМСН находятся в командировке в одном из сибирских областных центров, где тоже обеспечивают безопасность участников громкого уголовного дела. Бойцы нашего отряда взяли под защиту не только свидетелей, потерпевших, обвиняемых, но и следователей Генеральной прокуратуры. Обеспечиваем там также сохранность уголовного дела, возбуждённого в отношении одного из российских олигархов.
В отряде милиции специального назначения работают хорошо обученные, высокопрофессиональные сотрудники, — подчёркивает Сергей Кондобаев. — Некоторые — с самого первого дня создания СОБРа, 15-летие которого мы скоро будем отмечать. Это полковник милиции Владимир Вострецов, о котором я рассказывал в начале нашей беседы, подполковник милиции Андрей Подзин, капитан милиции Евгений Лебедь. Много молодёжи. Отряд постоянно обновляется.
— Говорят, в последние два-три года МВД России, правительство стали значительно больше уделять внимания региональным спецподразделениям милиции. В том числе и ОМСН. Выросла зарплата, выделяется новая техника и новые виды вооружения, улучшилось финансирование. Вот только пресловутый квартирный вопрос по-прежнему решается медленно. Это действительно так?
— В целом вы правильно обрисовали ситуацию. Собственное жильё в отряде есть только у четвёртой части сотрудников. Остальные живут у родственников, родителей, снимают квартиры. Некоторые ездят на службу из Ангарска и даже Усолья.
— А свет в конце туннеля видится?
— Думаю, нужна целевая жилищная федеральная программа для молодых сотрудников спецподразделений. Чтобы наши офицеры, рядовые имели возможность снимать жильё на льготной основе либо приобретать его в рассрочку. В общем, этот вопрос требует решения.
Фото из архива пресс-службы ГУВД по Иркутской области