Дайте возможность работать. И зарабатывать
Григорий ЗАОРСКИЙ, доктор экономических наук, академик Международной академии ноосферы (устойчивого развития), ректор Сибирского института ГАСИС, кандидат в депутаты Государственной Думы
— Что вы думаете об экономической политике, которая проводится в настоящий момент Правительством России? Есть ли у неё перспективы?
— Начнём с «плана Путина». По большому счёту это блеф, которым сегодня прикрывается правящая партия. За таким понятием, как «план Путина», скрывается нечто невидимое никому в стране. Если мы говорим о каком-то плане или проекте, то представляем себе некий законодательно оформленный документ, но даже его нет. Например, увеличение заработной платы медикам нельзя назвать результатом внедрения этого плана. Эти выплаты должны осуществляться постоянно без всякого плана, особенно при высокой инфляции. Инфляция сегодня не соответствует декларируемым темпам. Путин говорит о 8-10%, независимые аналитики же приводят цифру 25 — 30% ежегодно. Правительство просто обязано было компенсировать инфляцию этими деньгами, дать их учителям, врачам, всем бюджетникам. Особенно плохо то, что элементарную компенсацию бюджетникам, причём заниженную, незаслуженно приписывают себе Президент и «Единая Россия». На самом деле — просто перед выборами людям отданы долги.
— Тогда какую же цель преследует нынешнее Правительство России вместе с президентом страны?
— У любого государства должна быть какая-то цель. И эта цель должна быть выражена в доктрине или в программе развития государства. Сегодня у России нет ни доктрины, ни программы. Отсутствие плана свидетельствует об отсутствии цели. А коли нет цели, то нет и критериев, показателей, на основании которых можно оценивать достижение цели. Не является таковым и показатель ВВП и его роста. Он рассчитывается таким образом, что включает и экспорт. А в нашем экспорте 90% — это ресурсы. Поэтому, увеличивая ВВП — хоть в два, хоть в пять раз, мы увеличим добычу и экспорт ресурсов, но не улучшим качество жизни.
Или, например, объявлена борьба с бедностью. А как бороться, если мы не знаем, кто такие «бедные»? Давайте объявим, что бедными считаются те, чей уровень доходов менее какого-то определённого значения. Сначала нужно оценить уровень бедности каждого, а потом уже целенаправленно бороться с бедностью, обеспечивая рост благосостояния каждого.
Возникает вопрос: как с бедностью бороться? Ответ очень простой: нужно давать возможность работать и зарабатывать. Построить предприятия, создать рабочие места. Мы сегодня отдаём на экспорт ресурсы, а взамен получаем товары народного потребления. То есть из нашего хозяйственного процесса выведены предприятия, которые производили эти самые товары народного потребления. Таким образом, завтра, как только нефть будет выкачана, газ будет изъят, а вместе с ними — уголь, древесина и металлы, весь мир, сегодня получающий эти ресурсы, перестанет нам давать товары народного потребления и продукты питания. А своя экономика не строится. Обменивая одну тонну нефти на один компьютер, несопоставимые по трудозатратам, мы лишаем работы своих сограждан.
Недавно Путин подтвердил своё стремление «улучшить» жизнь россиян. Но очень своеобразно. Месяц назад увеличились цены на товары молочной группы. Но согласитесь, они и не могли не вырасти, так как в стране инфляция. Правительство, Дума, Президент стыдливо молчат при увеличении цен на бензин, не вызывают «на ковёр» олигархов-министров, которые это допускают. А в ситуации с молоком правительство решило показать свою мнимую власть, проявить заботу перед выборами и запретило повышать цены. Более того, Путин пошёл ещё дальше. Он заявил, что если цены увеличиваются, значит, мы будем ввозить эти продукты из-за рубежа. Для того, чтобы увеличить объёмы зарубежных поставок, он понизил таможенные пошлины. Если понижаются таможенные пошлины, то из-за рубежа ввозится больше соответствующей продукции, которая реализуется по меньшей цене. Я не говорю о качестве ввозимого молока. Главный вопрос — что происходит с нашими производителями? Они просто вынуждены уйти с рынка. Правительство не думает о собственном производителе. Несомненно, начнётся деградация производителя, потерявшего работу. О чём думал Путин — о том, что теперь за его партию проголосует большее число избирателей, увидев в нём доброго и заботливого батюшку-царя, или им двигали другие мотивы, но очевидно, что он не думал о людях, которые ранее производили что-то, но теперь вынуждены остаться без работы. Такие действия президента — проявление политики геноцида против собственного народа.
— Из-за чего возник кризис российской экономики?
— Для того чтобы управлять экономикой, необходимо грамотно пользоваться инструментами регулирования. Их немного: налоговая политика, внешнеэкономическая политика, политика использования ресурсной базы, денежно-кредитная политика, миграционная, бюджетная политика и ряд других. Возьмём налоговую политику: если налоги увеличить, предприятия разоряются, уменьшить — предприятия будут развиваться, но зато уменьшатся отчисления в бюджет. Если мы до определённого уровня уменьшаем налогообложение, то растёт число предприятий и увеличивается доходная часть бюджета. Сегодня же совокупное налогообложение настолько велико, что предприятия не могут работать.
Внешнеэкономическая политика России позволяет менять собственные ресурсы на товары народного потребления. Это плохо само по себе. Мы об этом уже говорили. Но особенно серьёзные отрицательные результаты это приносит в сочетании с применяемой в России денежно-кредитной политикой. Государство отдало добычу и реализацию ресурсов на откуп предпринимателям, олигархам. Они качают ресурсы без меры, продают за рубеж, оттуда ввозят в страну валюту. Валюту эту государство покупает за рубли, которые печатает специально для этого, что увеличивает денежную массу в стране. Происходит инфляция — рост цен.
Правительство проводит неразумную, никуда не годную политику во всех областях, вопреки той цели, о которой говорим мы — рост благосостояния граждан страны. Как раз этой цели у правительства, президента и его партии «Единая Россия» — нет.
— Что, исходя из этого, предлагает партия «Патриоты России», которую вы представляете в политической жизни России?
— Существуют разные методы строительства экономики. Самый правильный из них следующий. Сегодня добыча и реализация природных ресурсов, как мы говорили, отданы на откуп предпринимателям, которые извлекают сырьё и, продавая его за рубеж, получают валюту. Россия получает часть от их доходов, но она намного меньше того, что должно быть получено. Стратегические ресурсы меняются на бумагу зелёного цвета. Возникает вопрос: чьи природные ресурсы? Естественно, это общегосударственное, общенациональное достояние, и оно должно использоваться во благо всех ныне живущих и будущих поколений россиян.
Но ведь именно государство должно быть эффективным собственником и пользователем этих ресурсов, оно должно выбрать того, кто их добудет ровно столько, столько необходимо в данный момент времени, сделает это в минимальные сроки, с лучшим качеством и за меньшую плату. Всё добытое государство должно забрать себе. Государство должно самостоятельно продать добытое и ввезти предприятия и технологии. Уменьшится импорт, увеличится объём собственного производства, будет обеспечена максимальная занятость, а значит — будущее граждан. Мы должны как можно больше производить самостоятельно.
Пока мы можем развивать собственную производственную базу только на основе поставок за границу природных ресурсов в обмен на новые технологии и передовое оборудование. Если за 10-15 лет мы построим эти предприятия и обеспечим себя собственными товарами народного потребления, то по истечении этого времени можно будет практически полностью прекратить продажу за границу природных ресурсов и сохранить их для будущих поколений.
Маргарет Тэтчер как-то сказала, что в России должно жить 40-50 млн. человек. Видимо, это те, кто должен добывать ресурсы, перерабатывать и отправлять их за границу. Иная Россия миру не нужна. Когда же закончатся природные ресурсы, кому нужна будет эта Россия? Никому. А Путин и его партия хотят построить энергетическую сверхдержаву. Не ту ли, о которой говорила Тэтчер?
— И последний вопрос: каков ныне расклад политических сил в России?
— Многие партии претерпевают расколы, баланс сил меняется — это очень сложный процесс. Я бы хотел в связи с политической ситуацией в нашей стране ограничиться фразой, произнесённой Черчиллем, которая многое объясняет: «Чем отличается политик от государственного деятеля? Государственный деятель думает о следующем поколении, а политик думает о следующих выборах». Всех без исключения, кто находится сегодня у власти, мы можем назвать только политиками!
Подготовила Мария БАЙБОРОДИНА
ЗАОРСКИЙ Григорий Вадимович родился 28 августа 1957 г. в городе Нижнеудинске Иркутской области. В 1979 году окончил Иркутский институт народного хозяйства. С 1984 года кандидат экономических наук. До 1989 года работал в проектном институте Госстроя Эстонии, преподавал в Таллинском институте патентоведения. В 1989-1992 годах — старший преподаватель, затем доцент Иркутского филиала Центрального межведомственного института повышения квалификации руководящих работников и специалистов строительства (ЦМИПКС). С 1999 года — проректор по науке Сибирского института Государственной академии специалистов инвестиционной сферы, заведующий кафедрой экономики Института экономики ИрГТУ. С сентября 2003 года — профессор кафедры «Финансы и бухгалтерский учёт» Иркутского государственного университета путей сообщения. С 2006 года — ректор Сибирского института ГАСИС. С 2000 года — доктор экономических наук. Автор около 90 научных работ, в том числе пяти монографий. Автор направленного в Конституционный суд обращения о нарушении прав граждан, связанном с незаконно проводимой Правительством РФ эмиссией, ведущей экономику России к инфляции, а её граждан (в основном — пенсионеров, военнослужащих, милиционеров, учителей, врачей) к нищете.