издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Завод готовится к решению новых инженерных задач

Гендиректор Иркутского релейного завода рассказал о будущем предприятия

  • Автор: Александр СОКОЛОВ

Иркутский релейный завод (ИРЗ) в этом году на 35% увеличил производство военной продукции и на 25% — гражданской. Гендиректор ИРЗ Виктор Максименко связывает такой рост с активной модернизацией Российской армии, которой потребовалось новое электротехническое оборудование релейного завода, а также бурным развитием строительной отрасли, для нужд которой последние годы работает предприятие. Впрочем, руководство завода подчёркивает, что без инновационного подхода при разработке новых видов электротехнического оборудования не произошло бы наращивания объёмов производства.

— Виктор Никитович, судя по росту производства, 2007 год вполне можно считать удачным для Иркутского релейного завода?

— Правильнее назвать этот год стабильным. Поверьте, для завода, пережившего лихие девяностые и сумевшего сохранить свой профиль, стабильность и отсутствие потрясений лучше всего. 35-процентному росту производства военной продукции могут позавидовать многие предприятия отечественного ВПК. Однако положительную динамику мы показываем не первый год. К примеру, в прошлом году мы «выросли» на 24%.

— Такие темпы обусловлены ростом российской оборонки?

— В общем, да. Сегодня Минобороны стало уделять больше внимания вопросам технического перевооружения армии. При этом, несмотря на жёсткую конкуренцию с иностранными образцами, увеличивают экспортные поставки российские авиастроители, производители систем ПВО, радиоэлектронного оборудования, ракетных систем. Однако рост заводского производства был обеспечен не только этими внешними факторами. Значительный процент увеличения мы получили за счёт роста производительности труда и снижения себестоимости выпускаемой продукции.

— Вы можете назвать компании, которые являются заказчиками ИРЗ?

— Их более пятисот. Из отрасли ВПК можно назвать Улан-Удэнский авиазавод, Новосибирское авиационное производственное объединение (НАПО), РСК «Миг», Ижевский мотозавод, выпускающий бронетранспортёры, «Алмаз— Антей», недавно начавший собирать ракетные комплексы С-400, а также Московский институт теплотехники, создающий ракетные комплексы «Тополь-М» и «Булава» — сейчас это основа ядерного щита России.

— Если растут заказы оборонки, то зачем заводу производить гражданскую продукцию?

— Всё просто: мы хотим диверсифицировать бизнес, чтобы в случае падения заказов от военных предприятий можно было заработать деньги на «мирных» технологиях. Сейчас в структуре производства завода 70% составляют заказы от оборонной промышленности, 30% — от гражданской. Наша стратегическая задача – выйти на соотношение 50 на 50. Причём никак не за счёт уменьшения объёмов выпуска специальной продукции, а за счёт опережающего роста продукции общепромышленного назначения.

— И как сейчас идёт продвижение гражданской продукции?

— На «гражданском рынке» сейчас жёсткая конкуренция как со стороны китайских, так и отечественных производителей. Поэтому релейному заводу, признаюсь, очень тяжело продвигать свою гражданскую продукцию — строительные хомуты, детали вентилируемых фасадов и другие востребованные в городском коммунальном хозяйстве изделия. Увеличение объёмов их продаж год от года растёт, однако на такой продукции много денег не заработаешь. Да и интеллектуальный потенциал завода весьма солидный, поэтому неприлично как-то заниматься только мелочами «на гражданке». Из более серьёзных вещей необходимо, наверное, упомянуть реле, разрывные выключатели для лифтов в многоквартирных домах (обычно в одном лифте используется до 20 реле). Соответствующую продукцию ИРЗ поставляет в Московскую область, Белоруссию, где делают лифты. Кстати, объёмы гражданской продукции на заводе выросли во многом благодаря этим поставкам – ведь рост лифтостроения обусловлен, в первую очередь, ростом жилищного строительства в городах. В этом году релейный завод начал также сотрудничать с Российскими железными дорогами. Госкомпания собирается в два раза увеличить парк: учитывая это, мы собираемся поставлять наши комплектующие для электрооборудования их подвижного состава.

Специалисты ИРЗ находятся в постоянном поиске новых идей и направлений. С 2008 года завод начинает работать с ФГУП ПО «Иртыш», которое намерено делать технику для российского цифрового телевидения, причём как для базовых станций, так и для конечного оборудования, которым воспользуется потребитель. В рамках сотрудничества с «Иртышом» ИРЗ будет производить высокочастотные соединители. Аналогичную продукцию завод будет поставлять для Томской научно-производственной фирмы «Микран», разрабатывающей системы связи магистральных трубопроводов. ИРЗ уже приступил к опытно-конструкторским работам по высокочастотным соединителям для этой организации.

— То есть завод имеет все необходимые ресурсы, в том числе интеллектуальные, для выполнения новых задач?

— Не сомневаюсь в этом. Несмотря на дикие реформы 90-х годов, ИРЗ остался высокотехнологичным производством. Нам удалось сохранить главное – высококлассных инженеров, талантливых конструкторов и высококвалифицированных рабочих, которые сегодня двигают релейный завод вперёд. Мы способны и имеем право заниматься как производством, так и разработкой высокотехнологичной техники — от проектирования оснастки для её изготовления до запуска готового изделия в серийное производство.

— Другими словами, дефицита высококлассных специалистов на релейном заводе нет?

— Я бы так не сказал. Конечно, есть нехватка и инженеров, и управленцев, и рядовых работников. Мы стараемся решить эту проблему путём привлечения на завод новых людей. Отмечу, что производство на ИРЗ весьма специфическое – к примеру, на разработку и запуск одного изделия уходит до трёх лет. Это трудоёмкий процесс, требующий специальных знаний и известной доли терпения, — не каждый готов к этому. Чтобы облегчить подбор нужных заводу кадров, в этом году мы стали проводить с потенциальными работниками профессионально-социологическое тестирование. Это даёт возможность определиться, подходит нам человек или нет, стоит его брать на работу или всё же отказать. Случайные люди заводу не нужны – нам необходимы специалисты, знающие своё дело.

— На ваш взгляд, что сейчас действительно мешает динамичному развитию предприятия?

— Безусловно, это налоговая задолженность – мы накопили её в 90-х годах, когда ИРЗ фактически стоял без заказов. В 2002 году мы смогли реструктуризировать долги в бюджеты, однако сделать то же самое с внебюджетными фондами нам не удалось – не хватило финансовых возможностей. Сейчас завод, который, кстати, платит все текущие платежи, готов реструктуризировать эту задолженность, но порядок её урегулирования настолько громоздкий, запутанный и сложный, что иногда просто руки опускаются. Необходимо пройти четыре инстанции – и каждая из них требует индивидуального подхода. Безусловно, ни одно из госведомств нам навстречу не пойдёт, потому что все они действуют в соответствии со своими нормативными документами. Единственный вариант добиться реструктуризации – это обратиться в правительство, что мы, собственно, и собираемся сделать в ближайшее время на заседании правительственной комиссии по предупреждению банкротства предприятий ОПК.

— Каков сейчас объём налоговой задолженности ИРЗ?

— Сумма серьёзная, сравнимая с годовым доходом нашего предприятия. Причём две трети этого долга – пени и штрафы. Но это никак не смягчает действия службы судебных приставов в части взыскания данного долга. Для погашения этой задолженности приставы забирают часть нашей продукции и продают самостоятельно. Но наш товар настолько специфичен, что продать его по выгодной цене можем только мы сами. Приставы же, взыскивающие средства в бюджет, реализуют его ниже себестоимости. В итоге это отражается на финансовых результатах завода, создаёт ему убытки. По итогам прошлого года чистая прибыль ИРЗ составила 17 миллионов рублей, а в этом году, несмотря на то, что у нас 35-процентный рост заказов по оборонке и 25-процентный по гражданской продукции, её объём будет существенно меньше.

— Как вам удаётся успешно продавать весьма специфичную продукцию?

— ИРЗ уже давно не предприятие советского типа. Мы учимся жить в рынке, соответствовать его запросам. Наши специалисты непрерывно ведут маркетинговые исследования. Благодаря этой работе мы, к примеру, вышли на ПО «Иртыш» и «Микран». Чтобы узнать рынок, приходится много ездить по стране как молодым, так и опытным специалистам. Руководство завода поощряет любую активность со стороны работников. И пусть эта активность не всегда приводит к положительному результату, скажем, в плане технологических совершенствований – неважно. Главное, чтобы человек на нашем заводе думал, решал задачи, а результаты, новые подходы, инновации, поверьте, обязательно придут. По итогам вот таких мозговых штурмов в этом году нам удалось снизить себестоимость продукции. Как результат, зарплата выросла на 20%, сейчас её средний размер составляет 13 тыс. руб. Развитие современных систем связи и управления идёт в направлении освоения более высоких частот приёма, обработки и передачи сигналов. Сегодня в большей части действующего оборудования используются частоты до 16 Ггерц. В недалёком будущем будут освоены частоты до 40 Ггерц. В среднесрочных планах предприятия – проведение опытно-конструкторских работ и выпуск комплектующих изделий российского производства для использования в современных приборах и оборудовании. Задача не из лёгких, однако я уверен, что коллектив ИРЗ успешно сможет с ней справиться.

На правах рекламы

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры