Авторское исполнение
Губернатор утвердил собственный бюджет, забраковав продукт коллективной депутатской работы
Новогодний подарок приготовил депутатам губернатор Иркутской области Александр Тишанин. 29 декабря он наложил вето на свежепринятый закон о бюджете на 2008 год, а 31-го постановлением утвердил собственную версию областной казны. Депутатам презент не понравился. Они заявили, что единолично губернатор мог принять решение только после того, как вето было рассмотрено парламентом. Облсовпроф предлагает решить спор в суде. Но, похоже, такое развитие событий не устраивает ни главу области, ни народных избранников: при работе над бюджетом-2008 и та, и другая сторона «нагородили» массу правовых ошибок.
Вето губернатор обосновал тем, что в принятом депутатами бюджете «не предусмотрены ассигнования на увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы, запланированное с 1 февраля 2008 года на 14%, согласно высказанному предложению президента РФ В.В.Путина 17 декабря 2007 года на заседании Государственного совета РФ». В направленном на имя спикера Законодательного собрания Иркутской области Виктора Круглова и председателя Думы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Ирины Морохоевой письме губернатор отмечает, что парламентарии превысили свои полномочия — вернули на последней сессии бюджет к первому чтению и изменили его характеристики. Александр Тишанин считает, что повторное рассмотрение закона в первом чтении не предусматривалось законодательством. В частности, он указал на несоответствие использованной парламентариями процедуры федеральному конституционному закону об образовании нового субъекта, а также закону о бюджетном процессе. Поэтому губернатор счёл необходимым воспользоваться статьёй 8 ФКЗ, позволяющей ему утвердить бюджет собственным постановлением. И изменил сумму расходов и размер дефицита.
Напомним, что 20 декабря депутаты Заксобрания Иркутской области вернули прошедший второе чтение бюджет в первое и, увеличив расходы и доходы бюджета на 687,5 млн. рублей (ожидаемые безвозмездные поступления от ОАО «Восточно-Сибирская газовая компания), приняли его в окончательном варианте. Расходы, по версии депутатов, составили 58,5 млрд. рублей. А губернатор скорректировал их до 58,42 млрд. рублей. Доходы глава области оставил нетронутыми — 52,9 млрд. рублей. Дефицит уменьшился с 14,5 до 14,3% (5,52 млрд. рублей). Вместо 687,5 млн. рублей, ожидаемых от ВСГК, губернатор увеличил доходы на 602 млн. рублей за счёт дополнительных налоговых поступлений.
Как распределены эти 602 млн. рублей — известно, похоже, только губернатору. К официально опубликованной версии бюджета пояснительная записка не прилагалась. «Нам не представили бюджет и, похоже, не собираются представлять», — заявил «Конкуренту» заместитель председателя комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Павел Зорин. С уверенностью можно утверждать, что 225 млн. рублей ушло на программу газификации. Определённая сумма, как утверждает ИРА «Телеинформ», направлена на программу модернизации объектов коммунальной инфраструктуры (на эти цели депутаты хотели отдать 285,1 млн. рублей). Сумма на сельское хозяйство сократилась со 100 до 50 млн. рублей. Неизвестно, что стало с 9,8 млн. рублей, которые депутаты хотели отдать на молодёжную политику, и с 65 млн. рублей, которые планировались на социальные законы. Тем временем губернатор отыскал 300 млн. рублей на повышение заработной платы на 14% с февраля 2008 года. Поскольку дефицит не увеличился, эти деньги можно достать только одним способом — уменьшив расходы на другие статьи. «Проверить, есть ли в бюджете 300 млн. рублей на зарплату, я по тексту бюджета не могу, — заявил «Конкуренту» полномочный представитель Иркутского областного объединения профсоюзов Валерий Лукин. — Необходимо, чтобы Контрольно-счётная палата провела анализ». Павел Зорин считает, что даже если сумма и внесена, это всё равно нарушение бюджетного законодательства. «Внесение средств на повышение зарплаты не формализовано ни решением правительства, Госдумы, ни даже постановлением губернатора», — заявил депутат. Напомним, что вице-спикер ЗС Геннадий Истомин 20 декабря заявил, что «предложение президента» за счёт областного бюджета реализовано быть не может, поскольку внутренний долг составляет не менее 42% от объёмов казны. Депутаты тогда предложили дождаться трансфертов из федерального центра.
Виктор Круглов рассказал «Конкуренту», что незадолго до новогодних каникул по поручению сессии встретился с Александром Тишаниным. «Я расстался с ним в полной уверенности, что никакого вето не будет. У меня создалось устойчивое впечатление, что мы обо всём договорились», — заявил он «Конкуренту». По мнению спикера, претензии губернатора носят формальный характер. «На момент рассмотрения нами бюджета не было официальных документов, регламентирующих повышение зарплаты», — отметил он. Кроме того, увеличение зарплатной статьи можно было провести позже через поправки, считает спикер. Виктор Круглов полагает, что у утверждённого Александром Тишаниным бюджета также имеются высокие судебные риски. Ему кажется сомнительным использование права утверждения бюджета постановлением, в то время как ФКЗ предполагает принятие бюджета губернатором «лишь в исключительных случаях, когда законодатели объединяющихся субъектов в силу серьёзных разногласий не могут принять бюджет». Но ни один губернатор объединяющихся субъектов не воспользовался этим правом, подчеркнул Круглов. «У нас же, напротив, полная идиллия: бюджет принят на совместном заседании парламентов двух регионов», — сказал он. Но, по мнению Виктора Круглова, депутатам не стоит переносить дискуссию в суд. Он также считает, что следует отказаться и от идеи преодоления вето.
«Юридическим нонсенсом» назвал Павел Зорин в беседе с «Сибирскими новостями» сложившуюся ситуацию. «Обвинение в несоответствии Бюджетному кодексу несостоятельно, — уверен Зорин. — Процедура принятия бюджета осуществлялась в соответствии с соглашением. А там прямого запрета на возврат из третьего в первое чтение нет». С этим мнением не согласен Валерий Лукин, для которого вето губернатора «не явилось неожиданностью», поскольку бюджетное законодательство запрещает возврат проекта закона о бюджете из третьего чтения в первое и изменение его основных характеристик. Найденные губернатором допдоходы в 602 млн. рублей, по его мнению, «частично» подтверждают тот факт, что доходный потенциал бюджета изначально был занижен. И у депутатов был шанс указать на это администрации в первом и втором чтении, чего они не сделали по «политическим соображениям» в преддверие выборов в Госдуму, считает Лукин.
«Хотя губернатор наделён правом утвердить бюджет постановлением, это возможно лишь в том случае, если закон о бюджете не будет принят или не будет преодолено вето, — заявил Зорин. — Закон же принят в окончательном варианте, процедура отклонения не завершена, так как рассмотрения вето не было». Зорин признал, что депутаты не уложились в 90 дней, отведённых на утверждение закона о бюджете. Срок истекал 18 декабря, если вести отчёт с 20 сентября (момент внесения первой версии бюджета). Однако 21 сентября эта версия бюджета была отозвана, а новая внесена только 6 ноября. И тогда у парламентариев появилась возможность реально работать с проектом. «18 же декабря именно департамент финансов администрации не был готов к обсуждению бюджета», — добавил Павел Зорин. По мнению депутата, парламент не может не отреагировать на вето. Он рассказал, что парламентарии должны совместно обсудить замечания губернатора и с этой целью будет созвано совещание.
Председатель комиссии по контрольной деятельности Евгений Рульков считает, что действия губернатора по отклонению бюджета «не вытекают из каких-то интересов Иркутской области или отдельных отраслей хозяйства, а продиктованы, скорее всего, политическими мотивами». Возникшую ситуацию он назвал «довольно сложной» и отметил, что у губернатора есть право принять бюджет постановлением, но ЗС вправе преодолевать вето.
Разногласия депутатов ЗС и губернатора по принятию бюджета на 2008 год должны быть урегулированы в судебном порядке, если депутатский корпус уверен в своей правоте, считает Валерий Лукин. Это говорится в его официальном заявлении. Лукин отметил, что своё мнение по поводу поступления доходов от ВСГК должны высказать правоохранительные органы.
Один из парламентариев в беседе с корреспондентом «Конкурента» заявил, что, единолично утвердив бюджет, губернатор снял ответственность за его качество с законодателей. Это подтвердил и Павел Зорин: депутаты не вправе вносить изменения в бюджет, утверждённый постановлением губернатора, весь год. «Вероятно, в администрации не учли, что область вступает в выборный период. А несовершенство финансовой службы может дать много поводов для критики в ходе выборной кампании», — сказал источник в ЗС.