издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Основной продукт

В чём причины молочного кризиса?

  • Автор: Геннадий ПРУЦКОВ, «Восточно-Сибирская правда»

Этой зимой в иркутских магазинах цена пакета молока перевалила за 30 рублей. «Вам в Иркутске немного легче, — признавалась попутчица по электричке. — У нас в посёлке за пакет молока надо выложить более сорока рублей».

Эта женщина живёт на станции Глубокая, работает на железной дороге. Заработок имеет не столь уж плохой — 12 тысяч. Но у неё трое детей, и потому она подрабатывает, мётлы вяжет.

— А как детей без молока вырастишь? — продолжала моя попутчица. — Дорогое оно, нам не в полиэтиленовых пакетах привозят, а в картонных. Завезут раз в неделю, и мы разбираем.

Молоко, предназначенное для длительного хранения, — продукт особый, прошедший тщательную обработку, хранить его можно долго хоть на солнце, хоть возле печи. Но оно уже не является диетическим, не обладает многими целебными свойствами коровьего молока. Не стал расстраивать мою попутчицу этими подробностями.

Как же случилось, что дети, живущие в отдалённых и не столь отдалённых посёлках, не видят свежего молока? Настоящего, а не восстановленного из сухого порошкового? Ведь это главный продукт для них. Почему месяц от месяца растут цены?

Если руководствоваться сугубо экономической логикой, лишённой влияния политических, административных, спекулятивных факторов, то рост цен возможен лишь при ряде обстоятельств. Если уж совсем просто, либо товара у продавца мало, либо у покупателя денег много. Ничего нового здесь нет.

В 2007 году цены на продовольствие стали позволять себе немыслимые прыжки. Правда, официальная статистика это отрицала. Эксперты говорили, что, мол, цены выросли на рубль-два, это не так уж много, покупатель и не заметит особо. Но, согласно данным профессора С. Меньшикова, по Москве цены на масло сливочное и молоко выросли соответственно на 42-48%, а не на 7-9%, как утверждает официальная статистика.

Между тем среди причин, вызвавших молочный кризис, нет-нет да помянут китайский фактор. Возросло, мол, потребление этого продукта в азиатских странах и особенно в КНР. Раньше там на молоко смотрели как на экзотический продукт, а теперь правительство стремится поправить положение. И потребление молока, действительно, растёт быстро, значительно обгоняя производство. Хотя и темпы роста производства молока завидные — 9% в год. Дефицит молока южному гиганту приходится восполнять за счёт закупа сухого обезжиренного молока (СОМа) и сухого цельного молока (СЦМ). И потому, намекают нам, что они-то, китайцы, своими запросами и повлияли на ценовую ситуацию в мире.

В Российском союзе пред-приятий молочной промышленности отмечают: «Сырьём для производства (молока и молокопродуктов) является сухое молоко — универсальный продукт, как концентрат для производства соков. Цены на него определяются мировым рынком. До сих пор закупать сухое молоко в Европе было выгоднее, нежели развивать молочное животноводство в России. Евросоюз субсидировал своих фермеров, и цены на молочное сырьё были невысокие. Но теперь экспортные субсидии в ЕС отменили, и сухое молоко резко возросло в цене. Только за август 2007 года оно подорожало на 40%. Когда началась суматоха вокруг хлеба, крупнейшие перекупщики зерна, потирая руки, заявляли: «Эпоха дешёвого хлеба кончилась». Теперь представители крупнейших переработчиков молока вторят им: «Время дешёвого молока завершилось».

Автор статьи — журналист, а не эксперт по молочным вопросам, и потому вынужден знакомиться с различными мнениями по этой проблеме. Знакомишься и приходишь к выводу, что кое-кто ставит вопрос с ног на голову и «стойка на ушах» для некоторых дело привычное и любимое. Отсюда «китайский фактор», долгие разговоры про отмену субсидий иностранным экспортёрам, ящур в Великобритании и засуху в Новой Зеландии, которая является ведущим экспортёром молока и молокопродуктов. Слушаешь их, читаешь, а самого гложет вопрос: что же случилось? Ведь когда начинались рыночные реформы, мы подходили к медицинской норме потребления молока и молокопродуктов. Однако теперь Европа начинает кормить Россию, в том числе и молочными продуктами. Чуть нарушилось продовольственное равновесие в мире — и мы, как слабое звено, это особенно сильно почувствовали.

Не хотел бы идеализировать доперестроечное и дорыночное время. Молочная проблема и в ту пору существовала, но имела иной характер. Тогда молоко и молокопродукты были дешёвыми, денег хватало, поэтому всё махом разбиралось. Сейчас на всё цены высокие, но у иного в кармане, как говорится, вошь на аркане. В прошлом молочные продукты обязательно присутствовали в рационе детей детсадов и больниц, ими снабжали мамаш детские кухни. Молоком поили школьников и работников вредных цехов. И вообще меню столовых, ресторанов невозможно было представить без молочных продуктов. Позже их стали применять при приготовлении прохладительных напитков, различных коктейлей.

Но при всём том в 70-е годы в осенне-зимнюю пору, когда особенно низкими были надои, я спозаранку бежал в магазин, дабы занять очередь за молоком для малых детишек, а его обязательно привозили к восьми утра. Зато в летние дни, когда наступало время большого молока, местные переработчики захлёбывались от избытка сырья. Правда, позже вводились талоны, чтобы не только бабушки-пенсионерки, но и мы, работающие, могли получить свой кило-грамм масла, мяса или колбасы. Но вместе с этим не стоит скрывать и того, что примерно треть мясомолочных продуктов и сырья в Приангарье поставлялась из других регионов. После того как область возглавила «команда» Ситникова — Ковальчука, сельскому хозяйству начали уделять гораздо больше внимания. И молочная проблема стала решаться.

Сейчас много говорят по поводу национального проекта «Развитие АПК». А в 80-е обновление материально-технической базы животноводства было естественным процессом. Приедешь летом в один колхоз — там телятник строят, попадёшь в соседний совхоз — коровник реконструируют, где-то новое, более современное доильное оборудование устанавливают. Своих строителей не хватало, белорусов приглашали, гуцулов с Западной Украины, армян, вольные бригады создавались. Лето сибирское-то короткое. В результате этих мер уровень самообеспечения иркутян возрастал. Что же изменилось по сравнению с теми временами? Об этом — в одном из ближайших номеров газеты.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры