издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Козыри Ирины Евдокимовой

  • Автор: Леонид БЕСПРОЗВАННЫЙ, г.Ангарск

Одна страничка программы-буклета Иркутского областного конкурса профессионального мастерства «Лучший преподаватель художественного образования» отдана словам Льва Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».

Мудрые рассуждения великого писателя задают безошибочный вектор движения и создают оценочный плацдарм для определения лучших и достойнейших. Но применительно к конкурсу беда (а впрочем, может быть, и благо?) состоит в том, что педагогу специально для творческого состязания невозможно подзарядиться любовью к делу и к ученикам. Это или есть, или нет, и не поддаётся имитации.

В натуре педагога Ангарской Центральной детской школы искусств Ирины Евдокимовой это заложено изначально. Она предана делу всеми клеточками своего существа. И живёт любовью к ученикам нескончаемо и безоговорочно. Ко всему этому надо добавить ещё озарённость талантом, дарованным небесами. Она погружена в мир искусства и свободно ощущает себя в этой стихии. Ирина Андреевна ещё со времён учёбы в Новосибирской консерватории заражена высокой музыкой. И передаёт эту «инфекцию» своим подопечным — не насильственно, но исподволь, умеючи, тонко. Она ещё и дипломированный психолог, и постигнутые ею на этой ниве знания и навыки тоже помогают ей надёжно держать в руках педагогический штурвал.

Согласно своему консерваторскому профилю, она преподаёт сольфеджио и теорию музыки. Но ещё ведёт класс композиции, это мастерская, где витают тайны и секреты и где в юных сочинителях музыки пробуждаются самые неожиданные, непредугадываемые порывы и прорывы. Она и сама, естественно, композитор. А ещё бард, яркий исполнитель своих песенных опусов, где стихи с богатством тропов, нестандартностью рифм, причудливостью ритмов сочетаются с пронзающими и заволакивающими мелодиями.

Ей есть что поведать вступающим в мир, есть что передать им, чем заразить и вдохновить. Каждый ребёнок, ученик для неё как цветок, как маленькое чудо, которое надо поддержать и вырастить. Перед этими цветами она благоговеет и трепещет. Так было всегда, так оно и нынче, когда за её плечами тридцать лет педагогического стажа. Ей и сегодня присуща детская непосредственность. А ещё, при всех горестях и неприятностях нашей жизни, она умудряется сохранить оптимистический фундамент, на котором строит отношения с учениками, с родителями, с друзьями.

Понятно, что Ирине Евдокимовой есть что взять с собой на конкурс педагогов художественного образования в качестве творческого и учительского багажа. Не с пустыми руками и не с пустой душой она туда отправилась. Но багаж багажом, а конкурс — это, ясное дело, особый случай. Надо вписаться в условия, в заданный режим, ухитриться за ограниченное время и в непростых условиях предъявить все свои козыри. Это — как бой. Даже если оружие наготове, надо суметь его применить. Военные сравнения, наверное, небезупречны, но ведь и в творчестве есть своё оружие, и надо, чтобы порох тоже был сухим.

А козыри у Ирины Евдокимовой в самом деле есть и всегда при себе. В презентацию она включила своего питомца Славу Романко, лауреата-победителя зонального конкурса юных композиторов в Новосибирске. Это безошибочный удар, никакое жюри не устоит. Выкинутый Ириной Андреевной на конкурсный, «игровой стол» второй козырь более настораживал. Ирина Евдокимова давно творчески сотрудничает с ангарским театром «Чудак». Осуществляет музыкальное оформление спектаклей, сочиняет песни.

Одну из своих песен на стихи Юрия Левитанского, которая звучит в спектакле «Не думай о мгновеньях свысока», она тоже решила включить в исполнении «чудаков» в презентацию на иркутском конкурсном ристалище. Это и не просто песня, а фрагмент из драматического спектакля, где в музыкальную ткань врываются стихи, всё вписано в мизансценический рисунок. В спектакле это всех устраивает, но в Иркутске-то — конкурс педагогов-музыкантов, сгодится ли для этого случая этот театральный дивертисмент? Но, кажется, Ирина Андреевна и тут не промахнулась. Театрально-музыкальное «чудачество» произвело впечатление, завладело залом и добавило какие-то баллы в оценку конкурсантки.

Пожалуй, самая сложная часть конкурса — двадцатиминутный открытый урок с незнакомыми учениками. Урок со всеми его подвохами — привычная стихия для педагога. Но в конкурсном варианте ученики-то — неизвестные особи. Что они услышат, чему сумеют или не сумеют внять, удастся ли их подключить к процессу — загадка на загадке. Да всё это ещё при солидном синклите – жюри, где восседают авторитеты из Москвы, Красноярска, Иркутска.

Как и у многих педагогов, в педагогическом арсенале Ирины Евдокимовой — множество игр. Это волшебный инструмент, которым умело пользуются. Как говорит крупнейший теоретик игры Йохан Хейзинга, Homo ludens, человек играющий, выражает такую же существенную функцию, как Homo faber, человек созидающий, и должен занять своё место рядом с ним. К уроку в музыкальной школе это имеет самое прямое отношение: тут увлекательная игра должна перейти в серьёзное дело — дать знания, привить навыки, расправить крылья для полёта. Ирина Андреевна знает несметное множество игр, выбирает те, что ей по руке, часто придумывает сама или пользуется нестандартными источниками. Для конкурса всё это небезопасно: всегда находятся традиционалисты, требующие идти по утоптанной, выверенной тропе, опасающиеся экспериментов. А ведь эксперимент и есть творчество. Вести музыкальный урок — это не гвозди забивать.

Так или иначе в иркутском конкурсе, в номинации педагогов-теоретиков ангарчанке Ирине Евдокимой присудили второе место. При этом первое место не дали никому, а третьих мест, например, было целых четыре. Так что Ирина Андреевна оказалась лучшей. Есть с чем поздравить и чему порадоваться.

Что скажешь, уважаемый читатель: большое ли это дело — конкурс «Лучший преподаватель художественного образования»? Есть ли повод для торжества? Ясно, что в сегодняшней нашей раздёрганной яви ответ на этот вопрос будет разноречив. Но ещё великий учёный Ганс Селье предостерегал: «Если общество таково, что культура в нём ценится лишь на словах, а на деле преобладает стремление к физическому совершенству, приятному досугу и символам материального благополучия, то лишь незначительное число творческих людей станет развивать свои дарования в каком-либо ином направлении, отличном от этих общепринятых ценностей».

Иногда ведь стоит остановиться, оглянуться…

На снимке: Ирина Евдокимова со своим учеником по классу композиции Славой Романко, лауреатом зонального конкурса юных композиторов в Новосибирске

Фото Якова РОМАНКО

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры