Фронтовые дороги Павла Погодаева
Павел Георгиевич хорошо известен в Октябрьском районе Иркутска. Он уже много лет активно работает в окружном совете ветеранов. Худощавый, с боевой выправкой, гвардейский полковник в отставке лёгок на подъём и отзывчив, если кому-то из ветеранов, особенно ветеранов войны, нужна его помощь. Он первый помощник и в проведении различных общественных мероприятий, связанных с военно-патриотическим воспитанием молодёжи. Долгое время вёл эту работу в шелеховской средней школе № 6, и уже не первый год – в иркутских школах № 14 и № 47. Ему, ветерану Великой Отечественной войны и ветерану Забайкальского военного округа, такие дела не просто по плечу, а по душе. Военная служба в годы войны и в мирное время сформировала его характер, определила его судьбу.
Уроженец Иркутска, Павел Погодаев, прервав занятия на первом курсе авиационного техникума, в начале войны записался добровольцем на фронт. И вскоре, после краткосрочного обучения военному делу в одной из частей Забайкальского округа, с железнодорожной станции Дивизионная вместе с молодыми солдатами из Иркутской и Читинской областей и Бурятии отправился на запад, на войну. В раскрытые двери теплушек его новые друзья, как и он сам, впервые тогда увидели бескрайнюю сибирскую тайгу, Барабинские степи, Уральские горы – всю ширь и мощь родной земли, которую им предстояло защищать.
В Свердловской области Погодаев попал во вновь сформированный 99-й дивизион 93-й отдельной стрелковой бригады, которая в октябре 42-го года, когда на Сталинградском фронте шли ожесточённые оборонительные бои, была направлена в состав знаменитой 64-й армии.
– Нас везли эшелоном через Саратов, Энгельс, Эльтон … А после Баскунчака, – вспоминает Павел Георгиевич, – мы уже шли своим ходом. С противотанковыми орудиями, на полуторках продвигались ночами к линии фронта, днём скрываясь от налётов немецкой авиации. На четвёртые сутки форсировали Волгу и с марша вступили в бой в пригороде Сталинграда.
Как и всякий фронтовик, Павел Георгиевич лучше всего помнит первый бой. Для страха времени не было – танковые атаки немцев, казалось, не прекратятся никогда. Но сибиряки держали оборону крепко – был приказ не подпускать врага к Волге. Всё грохотало вокруг, стволы 45-миллиметровых пушек дымились от непрерывной стрельбы. Первый бой – он самый трудный…
А 19 ноября 1942 года началось массированное наступление советских войск. К этому времени уже был потерян счёт боям, и каждый из сибиряков, оставшихся в живых, мог уже считать себя заправским воякой. Артиллерийская канонада и свист пуль стали привычным, повседневным фоном фронтовой работы. А вот жажда мучила – это да. Вечером или перед рассветом, когда приезжала полевая кухня, не отходя от орудий, бойцы старались «напиться» жидким супом. Руки отмывали спиртом с хлоркой.
– Вот так, вместе с сжимавшимся вокруг Сталинграда кольцом, в которое попала 330-тысячная армия фельдмаршала Паулюса, мы продвигались к центру города. И к концу января 43-го выкатили свои пушки на главную площадь. Там, в подвале универмага, располагался главный немецкий штаб. Нам приказали не открывать огня с боевой позиции – с немецкими генералами шли переговоры о капитуляции.
Уже не впервой рассказывая об этом событии, Павел Георгиевич волнуется, как будто снова воочию видит, как из подвала полуразрушенного здания под белым флагом с поднятыми руками выходит вереница немецких генералов во главе с самим Паулюсом. Вот он – момент истины! Вот она – заслуженная боями, смертями боевых товарищей ПОБЕДА!
За участие в героическом сражении на Волге Павел Георгиевич был награждён медалями «За отвагу» и «За оборону Сталинграда». Вручал ему их командир дивизиона Александр Ванидзе. Их фронтовая дружба продолжилась и после войны.
Дальше 99-й дивизион воевал на Степном фронте, а летом 43-го принимал участие в жестоких боях на Курской дуге. К этому времени гвардии старший сержант Павел Погодаев среди артиллеристов уже слыл лучшим орудийным наводчиком. Его «сорокопятка» била врага без промаха, как снайперская винтовка. Особенно Павел Георгиевич отличился в боях при форсировании Днепра. За этот подвиг он снова был представлен к главной солдатской медали – «За отвагу».
В конце войны, после недолгой учёбы в Харьковском артиллерийском училище, будучи уже командиром взвода, в составе 2-го Украинского фронта он освобождал Чехословакию и встретил День Победы недалеко от Праги. И снова награда – медаль «За освобождение Праги».
После демобилизации из армии в 1946 году Павел Георгиевич недолго проработал инструктором организационного отдела Усольского райкома партии и снова был призван в ряды Советской Армии. Служил в частях родного Забайкальского округа, был начальником гарнизонных Домов офицеров в Иркутске и в Чайболсане в Монголии и двадцать лет возглавлял штаб гражданской обороны на 403-м заводе гражданской авиации в Иркутске.
Так армия не отпускала его более 30 лет, до самой пенсии. А перейдя этот рубеж, военный пенсионер П.Г. Погодаев стал председателем иркутской группы ветеранов 64-й армии Сталинградского фронта. Он в своё время разыскал более пятидесяти участников битвы на Волге, помогал им преодолевать разные житейские трудности. Теперь с горечью называет только двоих – Михаила Карнаухова из Куйтуна и Александра Анисимова из Шелехова. Уходят ветераны, уходят навсегда…
С особым волнением Павел Георгиевич собирался в очередную поездку в Волгоград, на встречу с однополчанами. Он уже бывал на таких встречах, но эта – особая, юбилейная. Старый солдат бережно хранит вместе со всеми военными наградами дорогие ему знаки отличия в честь юбилеев его 92-й, ныне гвардейской Криворожской Краснознамённой стрелковой дивизии, и 64-й армии Сталинградского фронта, ныне 7-й гвардейской армии, и памятные нагрудные знаки «Ветеран Сталинградской битвы», «Ветеран Степного фронта и 2-го Украинского фронта».
Накануне отъезда в Волго-град Павел Георгиевич, как и все участники Сталинградской битвы, получил поздравление от президента Российской Федерации.
Счастливого Вам пути, Павел Георгиевич, на места боевой юности!
Б.М. МАРТЫНОВ, член президиума совета ветеранов Октябрьского округа г. Иркутска