Хочу полежать на облаке…
«У Юлиана Тувима есть афоризм: «Верх практичности: найдя на улице средство против мозолей, купить себе тесные ботинки». Увы, часто приходится быть «практичными»: ставить спектакли с теми, кто есть; выбирать пьесы с учётом тех, кто есть; на что способна наша театральная компания, только то мы и можем выразить».
Эта выдержка из книги бессменного режиссёра ангарского любительского театра «Чудак» Леонида Беспрозванного невольно пришла на память во время премьеры, представленной минувшей субботой на сцене в ДК нефтехимиков. На сей раз Леонид Владимирович взял за основу книгу Михаила Дымова «Дети пишут Богу» и назвал спектакль неожиданно поэтично и ласково – «Хочу полежать на облаке».
Забегая вперёд, отмечу, что действо, которое в течение часа с небольшим происходит на сцене, не просто завораживает, захватывает, оно, как говорят, достаёт до самых глубин зрительской души. Нет, не режиссёрскими изысками, хитроумной фабулой или набором каких-то спецэффектов. Ничего этого нет, к счастью. Главные герои на сцене – чистота чувств, детская непосредственность и, конечно же, искренность. Актёры «Чудака» Людмила Андреева, Евгений Коренев, Ирина Марфина, Владимир Путято… – их десять человек, читающих детские записки к Богу, – а также юные композиторы из Центральной детской школы искусств, воспитанники Ирины Евдокимовой Алёна и Маша Мазеины, Слава Романко – весь ансамбль добивается главного – ответной реакции зрительного зала. Здесь и неподдельный интерес, и восторженное приятие, и благодарность. Словом, спектакль задел нас, зрителей, за живое.
О чём же думают ребятишки, о чём просят Господа? «Боже, ты не знаешь, помирятся ли мои родители? Катя, 2 класс»; «Где закопаны клады? Марина, 3 класс»; «Почему ты на земле всё допускаешь? Адик, 4 класс»; «Не давай Верке Рогозиной то, что она попросит. Оля, 3 класс»; «Я себя чувствую, но плохо»; «Не хочу в мир взрослых, там всё неправда»; «Боже, а твои ангелы тоже в школу ходят?..» Вот он, мир детства – распахнутый и легко ранимый, наивный и беззащитный. Эти вопросы, по сути, обращены и к нам, взрослым. Надо полагать, многим из тех, кто находился в зале, становилось подчас не по себе, стыдно за себя. Впрочем, об этом и шла речь после окончания спектакля. Взволнованные зрители подходили к Леониду Владимировичу и говорили слова благодарности. Прозвучало также пожелание, чтобы этот спектакль жил, его надо показывать и показывать, как целительное средство для нашего не очень-то здорового общества.
Вернувшись домой, я вновь открыл книгу Леонида Беспрозванного «Сто кроликов» (Записки режиссёра любительского театра). И конечно же нашёл мысли, созвучные моим собственным: «Я давно подметил, – пишет автор, – и много раз убеждался: в любительском театре человек являет своё подлинное лицо. Каков он здесь, таков он везде: на производстве, в семье. А если где-то вроде бы не такой, то это значит только, что там, исходя из обстоятельств, он как-то маскируется, упрятывает до поры до времени какие-то свои качества, свойства. Здесь же, в условиях любительства, ему незачем что-то упрятывать, прикрывать».
Да, талант искренности, о котором пишет Леонид Беспрозванный, в полной мере проявился и в нынешнем спектакле. «Обжигающем» – как отозвался о нём театральный критик Виталий Нарожный, находившийся здесь же, в зале.
На будущий год театр «Чудак» отметит знаменательную дату: в 1959 году ему было присвоено звание народного. Вот уже более чем полвека он верой и правдой служит людям.
Послушаем самого Леонида Беспрозванного, который на вопрос, что он думает о мире, ответил так: «Думаю, что он заслуживает быть более совершенным, чем он есть. Хотел бы, чтобы об этом говорил каждый наш спектакль».
И это – позиция театра, его кредо.
На снимках автора: Л. Беспрозванный; сцена из спектакля