Не закрывайте от нас красоту
В настоящее время выполняются мероприятия по повышению защищённости Братской ГЭС. В их число входит ограждение её периметра и ряд других технических и организационных решений. Тут спорить не с чем: обеспечение безопасности такого гидроузла, как Братская ГЭС, безусловно, необходимо. Но ведь с момента ввода в эксплуатацию Братская ГЭС не перестаёт поражать людей своей гармонией и удивительным сочетанием с естественным природным фоном.
Братский гидроузел «врезан» в глубокий каньон шириной 900 метров и являет собой гармоничное единство промышленной архитектуры, скальных массивов и могучей Ангары. Братская гидростанция — это визитная карточка не только нашего города, но и всей Иркутской области. Государственная комиссия отметила, что ГЭС является крупным явлением отечественной промышленной архитектуры. Спасибо всем, кто проектировал Братскую ГЭС, – архитекторы, строители предусмотрели специальные смотровые площадки и подъезды для посетителей.
Широко известны фотографии ГЭС, вошедшие во многие книги и рекламные проспекты. Сделаны они с левобережной обзорной площадки и со скалы на правом берегу. Пока ещё существует дорога, которая позволяет спуститься непосредственно к «живой» воде Ангары, к подножию скал и к водопаду. Отсюда, с расстояния около километра, открывается прекрасная перспектива гидроузла. Это место постоянно посещается жителями города и их гостями; сюда обязательно подъезжают свадебные кортежи.
К сожалению, с устройством ограждения и смотровая площадка, и берег Ангары, и водопад — вся эта красота для братчан становится недоступной.
Возникает вопрос: действительно ли для безопасности ГЭС трасса ограждения является единственно возможным решением? Что касается левобережной смотровой площадки, то она действительно должна находиться на охраняемой территории. Но ведь эту потерю можно частично компенсировать устройством аналогичной площадки на правом берегу. Затраты тут незначительны.
Чтобы сохранить возможность свободного съезда автомобильного транспорта к Ангаре, потребуется устройство дополнительного караульного помещения либо расширение дороги, что действительно связано с заметными капитальными затратами. А вот для сохранения уже существующего пешеходного спуска на берег нужно всего-навсего сместить ограждение на один-полтора метра. На защищённость ГЭС перечисленные решения отрицательного влияния не окажут. Вероятно, возможны и другие предложения.
К сожалению, руководство ГЭС занимает позицию, которую упрощённо можно изложить так: «Это наша территория, и ограждаем её так, как считаем нужным». Вряд ли это правильно для уникального объекта, который находится внутри города. Считаю, что в принципе собственник не вправе самостоятельно вносить изменения в архитектуру и планировку такого объекта, как Братский гидроузел, который является памятником промышленной архитектуры всероссийского значения. Если же изменения оказываются крайне необходимыми, то их, на мой взгляд, следует согласовывать с институтом – автором проекта и архитектурным руководством региона и города. Ведь архитектура и планировка территории гидроузла были разработаны в середине прошлого века ведущими специалистами того времени и всегда получали высокую оценку.
Позволю себе привести ещё один пример пренебрежительного отношения к архитектуре объекта. При въездах на плотину на бетонных стенах скульптором С. Д. Шапошниковым выполнены обширные рельефы, аллегорически отражающие историю Сибири (правый берег) и освоение энергии Ангары (левый берег). Левый рельеф ещё в 1980-х годах закрыли помещением ГИБДД, а на правом трудно что-нибудь разглядеть – требуется реставрация.
Удивляет позиция депутатов, вернее, её отсутствие. Полагаю, что принципиальные решения по ограждению ГЭС должны быть в поле зрения администрации Братска и должны приниматься ею только с учётом интересов жителей города.