Курс – на «Амур»
В следующем году будет завершено строительство автотрассы Чита – Хабаровск
Ещё в октябре 2006-го президент России Владимир Путин заявил, что трасса Чита – Хабаровск «Амур» строится в два этапа: «До конца следующего года дорога должна быть построена в черновом варианте, а к 2010 году – в асфальте». Сегодня «Амур» на всём своём протяжении (2150 км) является «судоходным», но 1500 км дороги всё ещё остаются некатегорийными, требующими достройки. Насколько выполнима поставленная президентом задача? Устраивают ли темпы строительства пользователей дороги, заказчика и подрядчика? Об этом и пойдёт речь в беседе с Сергеем Теном, генеральным директором «Группы компаний «Труд», крупнейшей на стройке подрядной организации.
– Сергей Юрьевич, Иркутск посетили руководитель дирекции ГУДСД «Дальний Восток» Владимир Шевцов и его заместитель по строительству Дмитрий Поленок. Какова цель этого визита?
– Он проходил в рамках решения поставленной президентом задачи. Один из основных вопросов, связанных с завершением строительства дороги Чита – Хабаровск по второй стадии, – это производство и поставка битума для выпуска асфальтобетона. Поставщиком этого сырья и топлива на территории Сибири и Дальнего Востока является Ангарская нефтехимическая компания. Есть подобный завод в Хабаровске, но он производит продукцию, в частности, битум, в значительно меньших объёмах, да и качество у ангарчан повыше. Добавьте транспортную составляющую. Перевозки в Читинскую и Амурскую области удобнее и выгоднее осуществлять из Иркутска. Поэтому была проведена встреча с руководством АНХК, в частности, с Фёдором Ивановичем Сердюком и его заместителями по производству, которые курируют это направление. Понимание, как, впрочем, и возможности увеличить объёмы выпуска битума 2,5 раза, чтобы обеспечить стройку, у руководства АНХК есть.
Второе. Поскольку этот битум необходимо не только произвести, но и доставить до места, состоялась также встреча с руководством ВСЖД. Особенность строительства в том, что на «Амуре» нет возможности строить склады для хранения битума – сроки строительства коротки – и ставить огромные битумные базы, это весьма большие затраты. Сегодня построим, а потом куда их девать? Поэтому будем ставить только расходные ёмкости для недельных запасов.
В этом случае большое значение будет иметь ситуация с перевозками и ритмичностью отгрузки. Государственный уровень этих задач железнодорожники понимают и готовы выполнить. К тому же у них есть прямой экономический интерес, есть законсервированные ёмкости. Кстати, пару недель назад Владимир Путин встречался с министром транспорта Игорем Левитиным, по дорожному строительству обсуждались две федеральные автодороги: Чита – Хабаровск и Москва – Воронеж – Ростов-на-Дону. На обеих этих стройках мы работаем.
– А какова вообще ситуация на стройке сегодня? Есть ли надежда завершить её в 2009 году?
– Я в этом не сомневаюсь. В Читинской и Амурской областях лишь 110 км не завершены строительством. Скажем так – сделаны на 70%. Эти участки требуется обустроить: установить барьерное ограждение, дорожные знаки, словом, обеспечить безопасность движения. В щебёночном варианте они будут закончены в первом полугодии.
Теперь что касается твёрдого покрытия. На «Амуре» 1500 км участков в щебёночном варианте. Их предстоит одеть в асфальт в течение двух лет. ЗАО «Труд» определена сфера деятельности на участке от 138 до 596 км дороги в Читинской области. Нам предстоит сделать 15 км щебёночного покрытия и 380 км заасфальтировать. На эти километры требуется уложить 1,3 млн. тонн асфальтобетона. Объёмы колоссальные. Для сравнения: в улицы и площади города Иркутска в прошлом году всеми подрядчиками было уложено около 150 тыс. тонн. Улавливаете разницу?
– Чтобы всё это принять, переработать, уложить в столь сжатые сроки, потребуется немалое количество и сил, и техники.
– Это так. Одних специалистов понадобится минимум 1500 человек. Теперь что касается технического оснащения. У нас разработана серьёзная инвестиционная программа по приобретению дорожно-строительной техники. Мы очень плотно работаем с китайскими поставщиками, поскольку европейские производители во многом деньги получают за свои бренды и мы, как потребители, переплачиваем за торговую марку. В Китае, как отмечает наш главный механик Николай Петрович Гурский, качество может колебаться от «ноля до бесконечности», поэтому мы очень тщательно подходим к выбору поставщиков-производителей: ездим на заводы, смотрим, как эта техника собирается, как работает, консультируемся с нашими коллегами-дорожниками, которые используют её в наших сибирских условиях.
Мы планируем к двум действующим сегодня на «Амуре» АБЗ поставить ещё три производительностью от 180 до 200 тонн в час, шесть дробильно-сортировочных и три асфальто-укладочных комплекса, 12 катков, 40 самосвалов… На заводе, который производит эти установки, будут присутствовать наши инженеры-механики с момента сборки до момента выпуска и смотреть, чтобы китайцы сделали то, что нам нужно, они же займутся потом их эксплуатацией.
– Через два года «Амур» покроется асфальтом, работы на дороге прекратятся. Куда технику, людей будете девать?
– Мы исходим из того, что дорог в России надо построить много. Если говорить о том, что близко нам, иркутянам, то это, конечно же, М-53 и М-55 «Байкал». На сегодняшний день мы вышли на строительство обхода Тайшета и Иркутска. К моменту окончания «Амура» обход Иркутска тоже будет завершён. Но у нас есть ещё стратегически важные обходы таких городов, как Усолье-Сибирское, Куйтун, Тулун. Все ведь понимают, что с увеличением объёмов перевозок по дороге Чита – Хабаровск строительство обходов населённых пунктов будет продолжаться.
Другое узкое место – Култукский перевал. Этот проблемный участок с каждым годом будет тормозить транспортные потоки. Есть сложный в геологическом и технологическом плане вопрос обхода Слюдянки. С одной стороны скалы, с другой – Байкал. Мы имеем опыт строительства подобных объектов на Сахалине. Той же дороги с Южно-Сахалинска на север, которая в половине своего пути проходит между скал. Поэтому там было принято инженерное решение расширить её по морю. Не удивлюсь, если нечто подобное будет предложено и по Слюдянке.
В прошлом году в ведение дирекции Упрдор «Прибайкалье» передана федеральная дорога «Вилюй». В ней очень заинтересованы и Якутия, и компании, которые занимаются добычей и разработкой месторождений нефти и газа на севере Иркутской области и на юго-западе Якутии. Эта дорога тоже будет строиться. В Читинской области активно обсуждается проект строительства дороги первой технической категории от Читы до Забайкальска.
– На обходах Тайшета и Иркутска работы уже начаты. С какими проблемами столкнулись на этих объектах?
– Оба они не стоят в плане ввода на нынешний год. Наша задача – качественно выполнять объёмы работ и освоить те денежные средства, которые выделит федеральный бюджет. Сейчас на центральной производственной базе идёт ремонт техники. С «Амура» пришли три экскаватора, на подходе тяжёлые бульдозеры. Всё это будет отремонтировано (заменены агрегаты и узлы) и направлено на обход Иркутска. Сегодня там работают четыре экскаваторных комплекса, заходят мостовики. Основная проблема в том, что мы пока не можем развернуться на всех 24 км будущей трассы, поскольку там не всё решено с землеотводами. Надеемся, и заказчик заверяет в этом, что вопрос решится в течение полутора месяцев. Поэтому пока мы сосредоточили свои усилия на тех участках, где вырубили лес в 1998-1999 годах (0 – 11 км).
– При таких серьёзных планах нет намерения отказаться от участия в реконструкции иркутских улиц?
– Нет, к городским торгам готовимся основательно. При этом продолжаем работы по реконструкции улицы Лермонтова, строительству подходов и развязок на строящемся мосту через Ангару. Кстати, проблемы здесь серьёзные и с финансированием, и с расселением жителей, дома которых находятся в зоне строительства мостового перехода. По левому берегу «вылазят» дополнительные объёмы, которые не были предусмотрены проектом изначально, да и сама ситуация меняется с точки зрения цен на строительные материалы. Поэтому вынуждены проводить серьёзные переговоры и с заказчиком, и с Росавтодором, как выйти из этой ситуации.
Словом, наступивший и последующие годы заставят нас работать ещё более интенсивно и напряжённо, чем в ушедшем. И мы к этому готовы.
Беседовал Александр АНТОНЕНКО, «Восточно-Сибирская правда»