«Серебряные струны» пани Дороты
Фестивалем «Серебряные струны» областная филармония открыла Год культуры Иркутской области. Один из фестивальных концертов, состоявшийся в минувшую субботу, стал, по общему мнению, настоящим событием в культурной жизни областного центра.
Главным украшением концерта было выступление на иркутской филармонической сцене замечательной польской альтистки, профессора Варшавской консерватории Дороты Сапеча-Срочинца. Пани Дорота солировала в Концерте Макса Бруха для альта и кларнета с оркестром (партию кларнета исполнил выпускник Новосибирской консерватории Сергей Кочай), дирижировал Иркутским губернаторским оркестром Евгений Волынский.
Музыка немецкого композитора-романтика 19 века Макса Бруха, современника Брамса и Грига, мало известна в России. Здесь, в Иркутске, его Концерт для альта и кларнета прозвучал впервые. Поклонникам симфонической музыки несказанно повезло — они услышали это прекрасное произведение в не менее прекрасном исполнении. Тонкая, изысканная трактовка альтовой партии Доротой Сапеча-Срочинца — из тех редких музыкальных событий, которые бережно хранятся в драгоценной шкатулке собственных музыкальных впечатлений.
Кларнетист Сергей Кочай, ученик известного музыканта и педагога, заслуженного артиста РФ Рафаэля Иосифовича Варшавского, тоже заслужил немало лестных отзывов. Отмечены хорошее исполнительское мастерство молодого музыканта, понимание авторского замысла и его точная интерпретация. И ещё своеобразная «сыгранность» с партнёром по ансамблю, о чём говорила и сама исполнительница сольной альтовой партии.
Изящная польская пани, впервые приехавшая в Иркутск, оказалась прекрасным педагогом, чем очень порадовала иркутскую музыкальную молодёжь и её наставников. Мастер-классы профессора Варшавской консерватории неизменно собирали множество студентов и преподавателей музыкальных учебных заведений областного центра. «Здесь такие замечательные ребята, — сказала мне в коротком послеконцертном интервью пани Дорота, — и я очень рада, что они много работают. Помогла им чем смогла».
На вопрос о дальнейших творческих планах польская альтистка воскликнула: «О боже мой! У меня так много работы и так мало времени, и я очень рада, что возвращаюсь наконец домой в Варшаву. Через несколько дней состоится мой концерт камерной музыки, и ещё у меня много студентов. В Варшаве хорошие молодые музыканты, с которыми надо много работать. Жаль только, что не все они остаются дома, потому что у нас тоже есть проблемы с получением работы по специальности. Ребята едут на Запад — в Германию, Швейцарию, другие страны — и там работают».
Прекрасно владеющая русским, пани Дорота сказала на прощанье: «Мои любимые композиторы — Брамс, Григ, Брух и другие романтики. Через эту музыку я скажу всё, что не смогу сказать словами».
Дорота Сапеча-Срочинца приехала в Иркутск по приглашению дирижёра Евгения Волынского, который уже два года сотрудничает с национальным оперным театром в Варшаве, где осуществил несколько оперных постановок. Теперь хорошо известный иркутянам дирижёр приглашён Варшавской академией музыки ещё и на симфонические концерты. «Это очень почётное приглашение, — отметил Евгений Григорьевич. — Я очень рад, что мой труд нужен людям, что он приносит им радость».
Субботний филармонический концерт в Иркутске дирижёр завершил исполнением 11 симфонии Дмитрия Шостаковича «1905 год», ещё раз доказав, что по праву является одним из признанных современных мастеров дирижирования. Если говорить о трактовке Волынским этого знаменитого произведения, то нельзя, по-моему, не согласиться с музыковедом Софьей Драбкиной: программность симфонии «1905 год» — её внешнее свойство. Музыка Шостаковича определённо выходит за обозначенные в названии рамки, повествуя о трагедии страны. Философское начало, гражданственность, исповедальность, свойственные этому великому сочинению, ярко прозвучали в исполнении губернаторского симфонического под управлением Волынского.
Написанная в середине пятидесятых годов прошлого века, симфония воспринимается сегодня как очень современное произведение, своеобразный реквием России. Боль, отчаяние, унижение, скорбь, протест — в длинном перечне чувств, которые вызывает, о которых повествует огромное четырёхчастное симфоническое полотно, нет главного — надежды. Гениальный композитор знал, какая судьба ждёт Россию. И, похоже, его предвидение становится реальностью.