На страже законности
Прокуратура, пожалуй, осталась единственным государственным органом, сохранившим, несмотря на многочисленные реформы, не только своё наименование, но и свою главную роль в укреплении законности и правопорядка. Образованная при Петре Первом, она не раз подвергалась преобразованиям, однако максимально большой объём полномочий получила в 1934 году после убийства Кирова. Тогда к её компетенции были отнесены и расследование уголовных дел, и поддержание государственного обвинения.
Но самая значительная реформа органов прокуратуры состоялась в прошедшем 2007 году. Во-первых, были воссозданы транспортные прокуратуры (в нашем регионе начала работу Восточно-Сибирская транспортная прокуратура). А 7 сентября 2007 года на свет появился Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации. В Иркутской области сегодня действуют сразу два его управления: территориальное и Восточно-Сибирское следственное управление на транспорте.
Создание Следственного комитета вызвало много споров. Скептики говорили о бесперспективности этой реформы. Однако её сторонники твердили о несовместимости разделения властей (а это принцип правового государства) и слияния в одном органе следствия и надзора. По мнению Восточно-Сибирского транспортного прокурора Анатолия Мерзлякова, российская прокуратура по-прежнему представляет собой единую централизованную систему, а вновь образованный Следственный комитет является одной из составных частей этой системы. Подводя итоги ушедшего года, Анатолий Мерзляков отметил, что с первых дней работы между двумя новыми структурами сложились нормальные деловые отношения.
В производстве следователей управления, осуществляющего свою деятельность на территории пяти 5 субъектов – в Иркутской, Читинской, Амурской областях, республиках Саха (Якутия) и Бурятия, находятся нашумевшие уголовные дела по фактам катастрофы авиалайнера А-310 авиакомпании «Сибирь», убийства матерью новорождённой дочери в поезде дальнего следования, а также дела, связанные с коррупцией и должностными преступлениями работников транспортной милиции и сотрудников таможенных органов.
По словам руководителя Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте советника юстиции Елены Липуновой, большая часть организационных вопросов уже позади.
Перед управлением стоит задача сохранить лучшие традиции российской прокуратуры: наставничество, заботу о ветеранах.
Восточно-Сибирская транспортная прокуратура совместно со следственным управлением создали Совет ветеранов под председательством заслуженного юриста России Георгия Барского.
В 80-х годах он возглавлял транспортную прокуратуру региона. Его многочисленные ученики работают сегодня на руководящих должностях в областной и генеральной прокуратурах, Следственном комитете.
Один из учеников Георгия Барского Равиль Салимов, например, начинал прокурором Тайшетского района. В 1982 году продолжил службу в должности заместителя Иркутского транспортного прокурора. И на пенсии он принимает участие в работе Совета ветеранов, делится опытом с молодыми следователями.
«Моим учителем был Георгий Барский, потом я передавал свой опыт Анатолию Мерзлякову, – вспоминает Равиль Закирович. – Считалось, что мы, прокурорские работники, белая кость. На самом деле мы работали от зари до зари. Часто выезжали в командировки в труднодоступные места. Однажды зимой для производства следственных действий по делу об убийстве охотника мне пришлось более двух недель провести в глухой тайге, выбираться оттуда пешком, неся на своих плечах 53 км вещественные доказательства. Но, несмотря на все трудности, считаю то время лучшим в своей жизни».
Работа следователя в наши дни, быть может, лишена той романтики, которая окружала её в 60-70 годы прошлого века, однако лёгкой её назвать нельзя. К сожалению, преступления становятся всё более жестокими и изощрёнными. Для их расследования требуются высочайший профессионализм и полная самоотдача.
Нина КАЛЮШ, ст. помощник руководителя Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте