«И творчество, и чудотворство»
Строкой Бориса Пастернака вампиловцы назвали посвящённый ему музыкально-поэтический вечер. Премьера прошла в литературном клубе «Элегия», который открылся год назад при Иркутском областном театре юного зрителя памятным спектаклем о Булате Окуджаве.
И вот — вторая премьера в уже знакомом уютном зале, где входящих встречает большой выразительный портрет Поэта, выполненный артистом ТЮЗа заслуженным работником культуры РБ Владимиром Безродных, а под высокими сводами звучит высокая поэзия того, кто, по слову Анны Ахматовой, «наделён каким-то вечным детством».
Впрочем, столик на этот раз всего один, по центру, круглый, под кружевной скатертью ручной вязки. И когда подойдёт к нему, весь в светлом и в ореоле серебряных волос, словно воплощение чистоты и незамутнённости детской души, заслуженный артист России Валерий Елисеев и задумчиво, погружённый в глубь себя, зажжёт свечу, то внимание публики целиком переключится на него и всё вокруг обратится в слух. И обрушится каскад, водопад, вихрь стихов, сплавленный с музыкой Серебряного века из произведений Рахманинова и Шопена, что так вдохновляли поэта.
Но сначала был пролог, подготовивший ту атмосферу проникновенной трепетности, которая передалась и зрителям, достигнув кульминации в финале, когда аудитория в едином порыве стоя наградила долгой овацией участников действа. Его постановщик, художественный руководитель театра Виктор Токарев, вновь сумел объединить исполнителей энергией душевных затрат каждого, кто прикоснулся к драме судьбы Бориса Леонидовича Пастернака. Автором сценария и на сей раз выступила завлит ТЮЗа заслуженный работник культуры России Лина Иоффе. В напряжённых диалогах она сконцентрированно воссоздала конфликт Поэта с властью и эпохой, беспримерную травлю, вынудившую его отказаться от присуждённой Нобелевской премии ради того единственно, чтобы не быть насильственно разлучённым с Родиной.
По замыслу режиссёра и сценариста, героя вечера оберегали музы, то вступая в полемику с хулителями, то сосредоточенно-вдохновенно слушая его строки. Артистки Елена Константинова, Ольга Дерфлер, Марина Егорова и Анжела Маркелова, одетые каждая наособицу, поразили и восхитили публику красотой своей внешности, стильных вечерних нарядов, какого-то внутреннего горения, отражавшегося в глазах. С такой же отдачей исполняли роли артисты Владимир Привалов, Николай Кулебякин и Сергей Кузнецов.
На импровизированном обсуждении премьеры с участием всех, кто не пожелал из созданной поэтической атмосферы сразу возвращаться к обыденности, зрители особо отмечали прекрасную игру пианистки Елены Даманиной и одного из лучших гитаристов Приангарья Романа Бурматова. Под их сопровождение звучали ставшие уже классикой жанра песни на стихи Пастернака. Но завмуз ТЮЗа заслуженный работник культуры России Сергей Маркидонов скромно умолчал о том, что предоставил для вечера собственный инструмент и вдобавок настроил фортепиано в унисон голосу главного чтеца стихов — артиста Валерия Елисеева.
— Вы глубоко проникли не только в природу творчества замечательного поэта, но и в наши души. Спектакль завершён, а сильное волнение, вызванное им, не отпускает. Спасибо!
Это всего один из прозвучавших отзывов молодых слушателей. Высокую оценку премьере дал иркутский поэт Андрей Богданов, подчеркнув адекватность музыкального решения поэтическому строю вечера. А медик Светлана Михайловна Ермакова, представляющая поколение тех, для кого Пастернак был и остаётся современником уже пожизненно, отметила редкую для нынешнего времени ноту благородства, которую она ощутила в токаревских постановках по произведениям Вампилова — спектаклях «Мы бежали от заката» и «Сарафановы». Не исключение и премьера в литературном клубе «Элегия», которая тоже прошла с аншлагом.