Без страха и упрёка
Нам с Венедиктом Смышляевым, заместителем директора областной библиотеки им. Молчанова-Сибирского по строительству, всегда есть о чём поговорить, я имею в виду не досужий приятельский «трёп», а темы, связанные с «Молчановкой». К слову, это и моя давнишняя любовь, и его нынешняя боль и надежда. Так что тональность нашего общения не назовёшь тривиальной.
К своей нынешней должности, а она и для самой библиотеки является новой, Венедикт Владимирович приступил два с половиной года назад, когда проблемы, связанные с теснотой, латанием дыр, а главное, с необходимостью строительства нового здания библиотеки, обострились донельзя. С самого начала с директором Ольгой Стасюлевич было решено — весь свой опыт профессионального строителя он употребит именно для решения этого главного вопроса. Тем более что многолетнее топтание на месте, пустопорожние разговоры и ничем не подкреплённые обещания стали для чиновного люда чуть ли не нормой, рутинной и привычной.
Помню, сколько шума наделала в своё время — 40 лет назад! — идея создания в Иркутске культурного центра в районе улиц Седова и Коммунаров. Одним из украшений центра должна была стать библиотека. Уже полным ходом шло проектирование, когда в силу ряда обстоятельств библиотеку отодвинули на неопределённое время — как оказалось, навсегда. На месте, где иркутянам, вкусившим радость эйфории, уже виделись контуры будущего храма книги, обосновалась всесильная «Лада-Брокер» — организация по продаже автомобилей. Очевидно, что весовые категории у двух претендентов на место под солнцем оказались далеко не равнозначными.
Казалось бы, в связи с аварийной ситуацией, в которой оказалось здание библиотеки по ул. Чехова, вопрос о строительстве нового помещения озаботит власти предержащие — ведь это, казалось бы, дело престижа. Увы, «Молчановку» разбросали по трём зданиям, никоим образом не приспособленным для хранения книг, работы с литературой. И успокоились…
Но, как оказалось, не тут-то было. Явился неугомонный и дотошный Смышляев, который не просто стал нарушителем спокойствия, а заставил кое-кого проникнуться заботами библиотеки, ставшими и его, профессионального строителя, каждодневной головной болью. Помню нашу первую встречу — вскоре после своего вхождения в должность он пришёл в редакцию «Восточки» с конкретным предложением — сложить усилия и сдвинуть с места проблему, а в том, что это удастся, не сомневался. Не такой он человек, чтобы удовлетворяться отписками и отговорками. Для него дело чести — не просто «залатать дыры», привести в божеский вид обветшавшие стены «Молчановки», но и решить вопрос о строительстве нового здания. Я тогда не мог удержаться от улыбки: мол, донкихотство по нынешним временам не в моде.
— Это и хорошо, что не в моде, — со смехом ответил Венедикт, — к тому же кабинеты чиновников, к счастью, не ветряные мельницы.
Ну разве забудешь, когда он, не сдерживая радости, сообщил в начале сентября 2005 года, что лёд тронулся. Распоряжением губернатора Б. Говорина принято решение о строительстве нового здания библиотеки. Областному УКСу предписано выступить заказчиком по проектированию и строительству, а мэру Иркутска Владимиру Якубовскому рекомендовано оказать содействие в подборе участка под строительство.
Но это лишь сказки скоро сказываются. Как и предполагалось, началась обычная чиновничья волокита, топтание на месте, отписки, «отфутболивание». Камнем преткновения стал выбор площадки. О месте в районе улиц Седова и Коммунаров пришлось забыть с самого начала — мы уже говорили о весовых категориях тех, кто притязал на него. Оказалось, что губернаторское распоряжение кое для кого из чиновников не более чем «бумажный тигр», который только непосвящённых может устрашить. По своей «неопытности» Венедикт Владимирович полагал, что выбор площадки — дело двух-трёх месяцев, не более. На поиск и согласование места ушло более полутора лет! О том, насколько «внимательно» подошли к решению этого вопроса, говорит весьма красноречивый факт. О твёрдой позиции УКСа вряд ли надо говорить: ещё в 2005 году ему было предписано стать главной фигурой в реализации решения губернатора. Даже выделенные какие-то 2 млн. рублей освоены лишь частично. А что касается выбора площадки — это вообще анекдот. Действительно, что ни попадание, то пальцем в небо! Какой-то «светлой» голове приглянулся район действующей метеостанции — кто знал, что предприятие федерального подчинения вряд ли захочет кого-то пускать на свою, пусть и немаленькую, территорию.
Ещё один из вариантов — улица Чкалова. Вроде бы пришли к соглашению, а глянь… Спустя месяц площадку обнесли забором и пустили на торги — под строительство гостиницы. Всерьёз предлагали ещё два места — на улицах Подгорной и Коммунистической. Это даже не смешно: это же людской муравейник — снос жилья колоссальный. О том, насколько он реален, красноречиво говорит хотя бы тот факт, что до сих пор не решены многие вопросы по такому сверхважному объекту, как новый Ангарский мост. Строительство подъездных путей здесь застопорилось из-за необходимости сноса «распроклятого» частного сектора. Конечно же, неприемлемым оказался и вариант с местом в районе Сибэкспоцентра. Это надо ж до такого додуматься — задвинуть одно из самых популярных и посещаемых учреждений на окраину города: дескать, пусть у пользователей — студентов и всякой научной братии голова болит.
Почти два года беготни, споров, согласований — что-что, одну истину Смышляев усвоил твёрдо: под лежачий камень… Кое у кого фамилия нашего Дон-Кихота стала вызывать нечто, похожее на изжогу. Нет, не по нутру он чинушам, ну не даёт он забыть о себе, своей идее — построить к 2011 году, к 150-летию «Молчановки», новое распрекрасное здание.
И вот наконец-то появился просвет — свет в конце тоннеля, как заметил Смышляев. Площадку под строительство библиотеки нашли-таки. Рядом с недостроенным Ледовым дворцом, в непосредственной близости от въезда на новый Ангарский мост. С вводом его в эксплуатацию, считай, центр города. Что обнадёживает, этот проект одобрен губернатором Александром Тишаниным. Казалось бы, все препоны сняты, только действуй! Но Смышляев научен горьким опытом: телефонные звонки и письма, обещания и различного рода заверения делу не помогут. Нужны конкретные предложения и разработки, чётко расписанный график проектирования и строительства.
Опыт профессионала, за плечами у которого строительство нескольких заводов в Усолье, Свирске, объектов в других городах, подсказал Венедикту Смышляеву единственно верный путь — всем сёстрам по серьгам — наметить конкретный план действий для всех, кто примет участие в реализации правительственного решения, давшего «добро» на строительство. График с прогнозным сроком ввода объекта в эксплуатацию в 2011 году, аккурат к 150-летию со дня образования библиотеки, согласован и утверждён руководством департаментов культуры и архивов, градостроительной деятельности, областного УКСа. Очередное слово — за генеральной проектной организацией, определить которую поможет конкурс. Но сроки проведения его, увы, срываются. Вот что говорится в служебной записке руководителя агентства по госзаказу Г. Лукьянчикова первому заместителю губернатора Ю. Параничеву: «…Агентство не имеет возможности представить в департамент экономики Иркутской области информацию о результатах проведения конкурса по определению подрядчика на строительство нового здания библиотеки. Срок размещения заказа — более 2 месяцев. Заказчик (обл. УКС) не сформировал заявку и техническое задание на строительство, проведение торгов откладывается на неопределённый срок. 19.12.07».
Нетрудно заметить рецидив застарелой нашей болезни — равнодушия. Нет, сокрушается Венедикт Смышляев, нашим ответственным работникам не хватает государственного мышления. Казалось бы, решение принято, одобрено губернатором, только действуй!
А поводов показать своё лицо — не безучастное, не протокольное, а сугубо деятельное — много. 2011 год, как мы помним, год 350-летия славного града Иркутска. Величественное здание областной библиотеки вполне может стать символом нашего интеллигентного города. Но это надо почувствовать, этим надо заболеть. Ведь это дело чести не одного мало кому известного энтузиаста Смышляева. Это престиж города, всех нас, кто неравнодушен к его судьбе.
В кабинете Венедикта Владимировича, что расположен в «голубятнике» — на самой верхотуре здания библиотеки на Халтурина, 1, — я заметил фигурку Дон-Кихота, подаренную ему коллегами к Дню защитника Отечества. Что ж, подарок пришёлся ко двору — век рыцарей без страха и упрёка, как мы видим, не кончается.